Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградское училище по классу фортепиано. Потом переехала в Москву, где училась в Государственном институте кинематографии на сценарном факультете.
Автор многих книг: “О том, чего не было”, “Летающие камни”, “Коррида” и другие.
“У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие…” – так писал Юрий Нагибин о ее первой книге.
Печаталась Токарева редко – раз в пять лет. Во время “застоя” много работала
Наступил 1984 год. Пришел Горбачев, и грянула перестройка. Кто был никем, тот стал всем, и наоборот. Писатели теряют свой социальный статус. “Литературные генералы разводят на дачах огурцы, а их жены продают их на местном базарчике. Литературный рынок заполняют второстепенные детективы и пересказы мыльных опер.
Казалось бы, никому не нужна Токарева. Но нет. Ее по-прежнему печатают, издают – теперь уже во всем мире.
Теперь по три книги в год. Оказывается, юмор и доброта нужны всем и во все времена.
Читать Токареву я начала давно, но чувствовать , наверное, недавно, ведь тема ее произведений – жизнь.
Большой интерес, на мой взгляд, представляет рассказ “Римские каникулы”, но отнюдь не потому, что это единственное достойное внимания и обсуждения творение Токаревой. Главная героиня этого рассказа – сама Виктория Токарева , а римские каникулы – действительный эпизод ее жизни. Сюжет вполне простой, но в то же время он сказочный. Однажды в доме Виктории раздается междугородный телефонный звонок, и адвокат знаменитого Федерико Феллини приглашает ее от имени великого режиссера в Рим… Казалось бы, интересно, да, в общем, нет ничего осо бенного . Самое интересное не это.
Виктория Токарева не была бы Викторией Токаревой, если б не показала характер Человека, каждого Человека, который есть в рассказе. Я думаю, метко, кратко, всего несколькими словами показать всю человеческую суть – главное призвание Токаревой. Она может охарактеризовать человека по мелким деталям внешности и манере разговора. Вот хотя бы один эпизод, подтверждающий это. Через месяц после звонка Виктория отправилась на дачу, где происходило знаменательное событие – строился забор.
Строительством занимались два шабашника: Гоша и Леша. “У обоих на руке татуировка: девушка с волнистыми волосами. У Гоши – в полный рост, без купальника. А у Леши – только портрет, крупный план.
Леша вообще более романтичен, все называет уменьшительно: “денежки”, “водочка”.
А какое у Токаревой чувство юмора! Вспомним звонок. Так вот, Виктория подняла трубку. Мужской голос поздоровался по-французски.
Это было кстати, потому что французский она учила в школе: “могла поздороваться, попрощаться, сказать “я тебя люблю” и сосчитать до пяти”. Виктории и адвокату приходилось преодолевать языковые препятствия, поэтому они почти подружились.
Многие из нас могли бы подумать в такой ситуации: “Кошмар! Ведь это адвокат самого Феллини, а я не могу ни слова сказать”. Однако Токарева видит светлую сторону, добро. Она неисправимый оптимист.
И это еще не раз появится в рассказе.
Итак, главное случилось. Виктория в Риме, несмотря на то что билет ей удалось получить в самый последний момент в иностранной комиссии. Феллини пригласил Викторию, потому что собирался делать фильм о России. Один талантливый издатель посоветовал ему пригласить Токареву.
Скажете, что это совпадение, случайность? Может быть. “Но случайности – это язык Бога.”, – говорит Токарева.
Рассказ был написан как раз во времена начала перестройки. В “Римских каникулах” отразились приметы времени. Помимо отношения к Человеку в рассказе ярко отражена гражданская позиция писателя, ее отношение к Родине.
Италия. Рим. Виктория наслаждается красотой и жизнью свободных людей, а в мыслях и душе – боль за свою страну, за соотечественников. Ведь у нас не так.
Но ничего. Рано или поздно и у нас все будет хорошо. Так она и говорит Феллини при встрече.
Вот он, оптимизм. Такую жизнь, которую многие воспринимают как испытание, Токарева воспринимает как благо.
Получилось так, что ничего плохого о Виктории Токаревой я так и не сказала. Хотя есть, по-моему, одна трудность: о произведениях Токаревой очень трудно писать и говорить, ведь здесь главное – интуиция. “В творчестве важна интуиция”, – пишет сама Токарева. Важны ассоциации. В “Римских каникулах” есть “маленькие отступления” – это ассоциации Виктории Токаревой с какой-то конкретной ситуацией.
Это помогает узнать о ней еще больше.
Рецензия на рассказ В. Токаревой “Римские каникулы”