“Чевенгур” Андрея Платоновича Платонова – это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия, хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили, “что еще рожь не поспеет, а социализм будет готов”.
Платонов описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм уже построен, но картина этого “рая на земле” довольно непривлекательная. Люди в этом городе практически ничего не делают, так как “труд способствует происхождению имущества, а имущество – угнетению”, а также работа
Однако практически каждую субботу местное население в городе “трудилось”, перетаскивая с места на место “на руках” сады или передвигая дома.
Зажиточных людей истребили всех до одного, назвав их “остаточной сволочью”. “Буржуев в Чевенгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа”.
На освободившееся место Прошка привозит убогий люд, который ожил в гнездах истребленной “остаточной сволочи”, а также потребовал женщин – “товарищей особого устройства”.
Народ в этом романе ждет коммунизма, очищенного от человеческих слабостей, где не нужно работать, где не нужны женщины и дети, где не жаль тех, кто умирает, кто убит. Жители Чевенгура, одураченные своими руководителями, считают, что все эти преобразования нужны для победы над смертью в сверхчеловеческом коллективе.
Один из главных персонажей романа Саша Дванов является положительным героем. Его усыновил Захар Павлович, пришелец. Прошка Дванов приходится сводным братом Саши, это мерзавец и подлец, главный “теоретик” в коммуне. Степан Копенкин – командир полевых большевиков. Его лошадь звали Пролетарской силою, а возлюбленную – Роза Люксембург. Еще один из центральных персонажей – Чепурной, председатель ревкома в Чевенгуре.
Все эти люди мечтают об идеальном социалистическом обществе. Это общество состоит не только из коммунистов, таких как Дванов и Чепурной, но и из беспартийных людей, для которых революция стала идеалом нравственности, совестью и высшим судьей. Писатель задается вопросом о возможности создания новой жизни людей при новом строе, о том, нравственна ли революция и приемлем ли коммунизм, для построения которого она совершена.
В романе судьба нескольких десятков людей, которые жили чуть-чуть лучше других и поэтому теперь не имеют никакого права на существование, решается лично Чепурным.
Людей убивают без суда и следствия. И когда на “одиночное убийство” человека товарищем Пиюсей секретарь ЦИКа Прокофий с возмущением говорил, что: “коммунисты сзада не убивают”, он услышал в ответ, что коммунистам “нужен коммунизм, а не офицерское геройство!” Платонов возражает против таких утверждений, цель не может оправдывать средства, нельзя построить всеобщее счастье людей даже за счет одной человеческой жизни.
В романе писатель решает проблему истинного и ложного. Истинное то, что естественно, искренно и исходит из души, а все безнравственное то, что противоречит естественному ходу человеческой жизни и человеческой природе. Создание идеального коммунистического общества любыми путями – это и есть противоречие, глумление над человечеством. Город Чевенгур получился трагическим и жалким, печальным и смешным.
Саша не хочет жить после того, как понимает, почему Чепурной и большевики так хотят построить коммунизм. Копенкин о сложившемся положении вещей говорит: “Тут зараза, а не коммунизм”. Он арестовывает Чепурного из-за того, что тот бедный народ “коммунизмом не обеспечил”, и запирает его в алтарь. В это время на Чевенгур налетают кадеты и убивают всех жителей. В живых остается только Прошка. На такой трагической ноте заканчивается жизнь и построение “коммунизма” в фантастическом городе Чевенгуре.
Роман Платонова предостерегает будущие поколения от повторения жестоких ошибок прошлого и всевозможных противоестественных экспериментов.
Путешествие в фантастический город Чевенгур (по роману А. П. Платонова “Чевенгур”)