Русский национальный характер: Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чувство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование: “Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом и малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота”, – писал А. Н. Толстой.
О “таинственном” и “загадочном” русском характере слагались легенды.
В центре
В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в “самую нутряную Россию” и находит человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности – Матрену Васильевну Григорьеву. Рассказ “Матренин двор” полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были.
Истинное название деревни – Мильцево Владимирской области.
Имя героини Солженицина вызывает в памяти образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, а также образы других некрасовских женщин – Тружениц: Так же, как они, героиня рассказа “ко всякой работе ловка”, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить. Правда, в этих эпизодах солженицынская крестьянка совершенно лишена героического начала . Нет в ее внешности ничего от “величавой славянки”, не назовешь ее “красавицей, миру на диво”. Она скромна и неприметна.
На долю старухи Матрены выпало “много обид, много несправедливостей”. Но она не обижается на мир. Говорит с “лучезарной улыбкой”, доброжелательно, “с теплым мурчанием”. Это образ-символ.
В бескорыстии и кротости Матрены писатель усматривает долю праведности. Она идет из глубины души Матрена. “Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы наверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаяс ли стонами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, этто – праведники:” – пишет Солженицин об этом образе.
Матрена “в ладах с совестью своей”.
Быт Матрены поражает своей неустроенностью. Все ее богатство – фикусы, колчаногая кошка, коза, мыши и тараканы, да еще пальто перешитое из железнодорожной шинели. Все это свидетельствует и о бедности Матрены, проработавшей всю жизнь, и о ее самоограничении. Кажется сама природа живет в доме Матрены.
Живущая в ладу с природой она, весьма сдержанно относится к попыткам человека вторгнутся в ее владения, например к освоению космоса: “:чего-нибудь изменят, зиму или лето”.
“У нее было верное средство вернуть доброе расположение духа – работа”. Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идет помогать соседям, колхозу. Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: “В охотку копала, уходить с участка не хотелось”. Даже в моменты физической слабости “дела звали” Матрену “к жизни”.
Так и жила она: “зимой салазки на себе, летом вязанку на себе”.
По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она “не могла отказать” и даже “покидала свой черед дел”. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрена “не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами”.
Все это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде в погоне за материальным благом, за заработком.
Заслуга А. И. Солженицина в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создает не человек-монумент, а миллионы скромных Матрен. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит “: посреди неба” изба праведницы Матрены.
Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы