“…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, – подлинный черт, подлинный провокатор жизни”
А. Белый
В поэме Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, – это главный герой поэмы, Чичиков.
Подобно , Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.
Что же за человек Чичиков? В поэме Гоголь показывает,
Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его происхождении и формировании его характера.
Чичиков – единственный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, – беречь и копить копейку.
В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве.
В отличие от Гринева, Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Но благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне – орудия Чичикова.
Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдание.
Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его . Чичиков по-своему способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость.
Герой знает, что такое жалость и сострадание, более того, он . Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения.
Для Чичикова деньги – средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством.
От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: .
Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная. Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в котором он оказывается. Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: , , – все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей.
Он постиг , с каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы.
Более того, именно Чичиков – единственный персонаж, способный на проявление движений души. , – говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, , перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой.
В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а движение души послужило причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие – самые опасные.
Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался .
Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла.
Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неизбежно замкнется на идее накопительства. Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека .
“Покупатель живой человеческой совести”