Цикл И. С. Тургенева “Записки охотника” посвящен описанию жизни простого русского народа, которое происходит от лица автора – заядлого охотника, дворянина по происхождению. Сам Тургенев рассказывает, как однажды на маленькой железнодорожной станции к нему подошли двое молодых людей, узнавших в нем автора “Записок охотника”. “Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. “Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа”. Это было подтверждением правильности выбранного писателем творческого
Цикл “Записки охотника” включает в себя несколько десятков небольших по объему рассказов, но мы познакомились только с несколькими из них. Больше всего мне понравился рассказ “Бирюк”, главным героем которого является лесник Фома Кузьмич, по прозвищу Бирюк. Мне кажется, что именно в нем автору удалось воплотить все черты истинного русского характера, Бирюк – воплощение “русского духа”.
С главным героем автор встречается на дороге в сильную непогоду, даже лошадь не может справиться с внезапно налетевшим дождем: “Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги”. Бирюк легко вытаскивает из грязи измученную лошадь и провожает путника в свой дом – переждать грозу.
С каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: “Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы”. У Бирюка было “мужественное лицо” и “небольшие карие глаза”, которые “смело глядели из-под сросшихся широких бровей”.
Автора поражает убогость избы лесника, которая состояла “из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок…”, все здесь говорит о нищенском существовании – и “изорванный тулуп на стене”, и “груда тряпок в углу; два больших горшка, которые стояли возле печки…”. Тургенев сам подводит итог описания: “Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу”.
Не случайно все называли лесника Бирюком. Он жил одиноко в своей лесной избушке, ни с кем не знался. Все окрестные мужики боялись Бирюка как огня, говорили, что он “силен и ловок как бес…”, “вязанки хворосту не даст утащить” из леса, “в какую бы ни было пору… нагрянет, как снег на голову” и не жди пощады. Бирюк – “мастер своего дела”, которого ничем не возьмешь “ни вином, ни деньгами”. Бирюк гордится тем, что “даром господский хлеб есть не приходится”, хотя он беден и несчастлив: его жена “с прохожим мещанином сбежала” и оставила его одного с двумя детьми. Старшая дочка Бирюка мало напоминает ребенка, хотя ей всего двенадцать лет. Она хлопочет по дому, ухаживает за младшим братишкой. Своим характером Улита напоминает отца, такая же нелюдимая и неразговорчивая: “Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину”. Она одета в простую рубашонку, подпоясанную покромкой – у отца нет возможности побаловать свою маленькую хозяйку.
Тургенев удивительно точно сумел передать особенности русского национального характера в сцене с мужиком-вором, который спилил дерево в лесу. Лесник должен был задержать мужика, отобрать его лошадь. Но Бирюк отпустил бедняка, потому что пожалел, он знает, что не из корысти, не ради наживы тот пошел на это деяние, а от безысходности. “…Но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтя мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон”. Это ключевая сцена в рассказе. Описывая подневольный народ, обездоленный и угнетенный, Тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условиях он смог сохранить свое сердце, свою живую душу, способность сопереживать и откликаться всем существом своим на добро и ласку. Все это, по мнению автора, от заложенной в русском народе природной духовности, от стремления к истине, добру и красоте, которое проявляется у него и в условиях привычной и тяжелой жизни, зачастую невыносимо тяжкой и унизительной. Даже эта жизнь не убивает в людях человечность – вот что является самым главным.
Поэзия народной жизни (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)