БЫТОВЫЕ КАРТИНЫ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БИРЮК”

БЫТОВЫЕ КАРТИНЫ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БИРЮК”

1 вариант

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. “Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира”, – писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых “Записок охотника”, где

Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В “Записках охотника” Тургенева – не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки – вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

В рассказе “Бирюк” автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: “Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки”. Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, “печально вспыхивая и погасая”. Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.

Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: “Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, – силен, дескать, и ловок, как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет”.

Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя “Самовар бы я вам поставил, – говорит лесник, – да чаю у меня нету…” Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. ” Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание”, – рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она “с прохожим мещанином сбежала”.

В рассказе “Бирюк” писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было “испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены… “. Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, “с голодухи” вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: “Ей – богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь…

Разорены… Круто, во как приходится… Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть…” Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: “Все едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так – все едино. Пропадай все: жена, дети – околевай все…”

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

2 вариант

И. С. Тургенев был одним из передовых людей своего времени. Он осознавал, что для того, чтобы завоевать право называться народным писателем, мало одного таланта, нужно “сочувствие к народу, родственное к нему расположение” и “способность проникаться сущностью своего народа, его языком и бытом”. В сборнике рассказов “Записки охотника” описывается крестьянский мир очень ярко и многогранно.

Во всех рассказах присутствует один и тот же герой – дворянин Петр Петрович. Он очень любит охоту, много путешествует и рассказывает о случаях, которые с ним произошли. Встречаемся мы с Петром Петровичем и в “Бирюке”, где описывается его знакомство с загадочным и мрачным лесником по прозвищу Бирюк, “которого все окрестные мужики боялись как огня”. Встреча происходит в лесу во время грозы, и лесник приглашает барина к себе в дом укрыться от непогоды. Петр Петрович принимает приглашение и оказывается в старой избе “из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой”. Он замечает мелочи невеселого существования семьи лесника. Его жена “с прохожим мещанином сбежала”. И остался Фома Кузьмич один с двумя маленькими детьми. Старшая дочь Улита, сама еще ребенок, нянчит малыша, баюкая его в люльке. Бедность и семейное горе уже наложили отпечаток на девочку. У нее понурое “печальное личико”, робкие движения.

Описание избы производит гнетущее впечатление. Все здесь дышит печалью и убогостью: “изорванный тулуп висел на стене”, “лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая”, “в углу валялась груда тряпок”, “горький запах остывшего дыма” витал повсюду и мешал дышать. Сердце в груди Петра Петровича “заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу”. Когда дождь прошел, лесник услышал звук топора и решил поймать нарушителя. Барин пошел вместе с ним.

Вором оказался “мужик мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой”, который, по-видимому, не от хорошей жизни пошел на воровство. У него “испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены”. Он умоляет Бирюка отпустить его с лошадью, оправдываясь, что “с голодухи… детки пищат”.

Трагичность голодной крестьянской жизни, тяжелого быта предстает перед нами в образе этого жалкого отчаявшегося человека, который восклицает: “Пришиби – один конец; что с голоду, что так – все едино”.

Реализм изображения бытовых картин жизни крестьян в рассказе И. С. Тургенева впечатляет до глубины души. И вместе с этим перед нами встают социальные проблемы того времени: бедность крестьян, голод, холод, вынуждающие людей идти на воровство.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

БЫТОВЫЕ КАРТИНЫ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БИРЮК”