Для того чтобы стать заметной фигурой в поэтическом мире в век Августа, необходимо было обладать действительно уникальным талантом, так как сочинение стихов в те времена считалось весьма модным занятием, его практиковали очень многие аристократы. Овидий же заметно выделялся своей сдержанной и неброской манерой, тематикой своих ранних стихотворений, лишенных излишней учености и посвященных всей гамме любовных переживаний. Благодаря этим чертам, он стал очень популярен в римском обществе.
Произведения поэта собраны в восемь книг, в которых
В своем раннем творчестве “певец любви, певец богов”, как называл его А. С. Пушкин, отразил различные грани любовного чувства. И каждая его новая книга отличалась новой трактовкой этой темы. Первым сборником Овидия стали “Любовные элегии”, где автор выступал в образе изнеженного слуги Амура. Как и было принято в жанре любовной лирики, он посвящает свои стихи возлюбленной, которую называет именем Корина. Он не обещает любимой несметных богатств, но неизменно восхваляет ее в своих стихах; он завидует даже кольцу, которое сам подарил ей, потому что оно теперь так близко к его возлюбленной.
При этом стихотворения Овидия наполнены юмором, иронией. Он признается в любви к Корине, но в то же время не прочь увлечься и рабыней, которая расчесывает ее волосы. А о себе он говорит как о “жертве страстей”, которые швыряют его, словно челн.
Поэт подшучивает над ревнивыми мужьями, которые шпионят за своими женами. А истинно добродетельной называет ту женщину, которая верна не из страха или по принуждению, а благодаря внутренней порядочности.
Следующим его произведением является сборник “Героини” – поэтические письма мифических героинь своим возлюбленным. Здесь Овидий обнаруживает новую грань своего таланта – способность проникать в душевный мир женщины. Он вносит в уже известные сюжеты свою фантазию, воображение, с большей глубиной и полнотой раскрывая переживания своих героинь.
Однако поэт выступает не только знатоком женской психологии, но и знатоком нравов всего аристократического общества. Здесь любовь зачастую – лишь светское развлечение, участники которого как праздные молодые люди, так и великосветские матроны. Вместе с тем, автор не проходит мимо настоящих страстей и действительно серьезных чувств. Такова его Пенелопа – олицетворение верной супруги:
Шлет Пенелопа, тоскуя, скитальцу привет Одиссею;
Ей не поможет ответ: сам поскорее явись.
На мифологические сюжеты была написана также трагедия “Медея”, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.
Следующим этапом творчества поэта стала дидактическая поэма “Наука любви”, в которой автор дает практические советы желающим добиться любви. Овидий выступает теперь в роли эксперта, знатока, в назидательной форме дающего советы и рекомендации, а сама любовь рассматривается им как предмет, достойный изучения и анализа. В этой книге проявляются такие качества поэта, как наблюдательность, тонкое знание мужской и женской психологии, остроумие.
Он искусно сочетает шутливый и серьезный тон изложения, проявляет себя эрудитом в области истории и мифологии. Вместе с тем он говорит о вечных ценностях, о том, что нравственные, моральные качества гораздо долговечнее внешней красоты; что следует развивать свой ум, воспитывать чувства, обогащать внутренний мир. И во всем сохранять чувство меры: “Искусство помогает, если оно скрыто”.
За этой книгой последовало продолжение – “Средства от любви”, где автор уже дает рекомендации тем, кто хочет избавиться от неразделенного чувства.
Совершенно новым, значительным этапом творчества Овидия стало его произведение “Метаморфозы”, повествующее о различных превращениях людей, мифологических персонажей, зверей в
растения, камни, звезды и другие предметы. Мы видим здесь описание всей гаммы человеческих чувств, одухотворенные картины природы, насыщенную духовную жизнь древнего мира. Являясь подлинной энциклопедией мифов, эта поэма по своей жанровой природе не имеет аналогов в античной поэзии. Автор преобразил известные сюжеты, придал им невероятную красочность, наглядность и достоверность. В книге заключен глубокий общечеловеческий смысл, отражена вся правда человеческих отношений.
Здесь есть все: любовь и ревность, коварство и великодушие, верная дружба и супружеская привязанность, материнская нежность и многое другое.
К моменту завершения работы над “Метаморфозами” произошло серьезное событие в жизни поэта – его сослали в ссылку. До последнего времени достоверно не известны причины, побудившие Августа принять такое решение, но известно, что Овидий глубоко переживал свой вынужденный отъезд из Рима. Позже он описал свои впечатления в самых мрачных красках. В ссылке им были написаны еще две знаменитые книги: “Скорбные элегии” и “Послания с Понта”, которые явились зеркалом личных переживаний и глубоких размышлений поэта.
В это время только поэзия оставалась для него отдушиной. Здесь он глубоко задумывается над темой поэта и поэзии и приходит к выводу, что жизнь скоротечна, люди смертны, но поэзия бессмертна. Поэт велик своим творческим даром, в нем он обретает моральную опору, благодаря ему имя автора остается в веках:
И если истина есть в провиденье вещих поэтов,
То и по смерти, земля, я не достанусь тебе.
Эту тему – бессмертия и величия поэзии – Овидий поистине выстрадал всей своей насыщенной, изменчивой и порой непредсказуемой судьбой.
Пластичность поэта в мире – центральный принцип поэзии Овидия