Грибоедов писал свою комедию “Горе от ума” в переходный период русской литературы, и поэтому она наследует различные характерные традиции. Формирующиеся в творческом опыте автора реалистические начала, преобладающие в комедии, органически соединяются в ней с началами романтическими, классицистическими, просветительскими. Отражением этой переходности явилась синтетическая природа жанра “Горя от ума”, которая лишь с некоторой долей условности может называться комедией. “Горе от ума” тяготеет к высокой комедии, которая,
Грибоедов мало заботился о соблюдении канонов жанра, творя, по его словам, “свободно и свободно”. В наброске о “Горе от ума” он назвал свое, произведение сценической поэмой.
В “Горе от ума”, обладающем свойствами сценической поэмы эпохи романтизма, ощутимы также черты “серьезного жанра”. Этот жанр, синтезируя свойства традиционных трагедий и комедий, занимая серединное место между ними, выдвигает на первый план “общественные положения”, что в полной мере присуще грибоедовской пьесе.
Пьеса насыщена комическими эпизодами, порой фарсового характера. В “Горе от ума” господствует стихия авторского смеха, умного, веселого, нередко язвительного. И, как ни драматичен конфликт, развернутый в последних эпизодах пьесы, в целом она воспринимается как произведение жизнеутверждающее.
Смех в “Горе от ума” – это не только эмоциональное воплощение авторской позиции. Действие комедии протекает в атмосфере смеха, который весьма разнороден. Умная насмешливость Чацкого противопоставляется шутовству, унижающему достоинство личности, преследующему корыстные цели.
В “Горе от ума” смеховое поведение подано и в позитивных, и в негативных проявлениях. Оно оказывается своего рода жизненной проблемой, напряженно обсуждаемой автором.
Пьеса пронизана душевной бодростью и весельем, не исчезающим и перед лицом весьма серьезных жизненных коллизий. Оно выражает и питает веру в человека и в общество.
Печальна или смешна история, рассказанная Грибоедовым?