Отражение времени на страницах произведений XIX века

Об Александре Николаевиче Островском И. А. Гончаров говорил: “Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь…” О любой пьесе Островского можно говорить много, разбирая сюжет, характеры, художественные средства. Но хочется остановиться на двух замечательных драмах “Гроза” и “Бесприданница”, являющихся этапными в творчестве писателя.

Несмотря на то что эти произведения

разделяет 20 лет, есть много общего в их построении. Действие “Бесприданницы”, так же как и “Грозы”, происходит на Волге, ее просторы и приволье соучаствуют в судьбе героинь. Катерина и Лариса засматриваются с высоты обрыва на Волгу: “Я сейчас с этой скамейки вниз смотрела, и у меня закружилась голова. Тут можно ушибиться?” – спрашивает Лариса. “Ушибиться!

Тут верная смерть”,- отвечает Карандышев, и эти слова его Лариса повторяет в последнем действии драмы. Катерина и Лариса полны жажды жизни, но обе они не находят себе места в ней. Одиночество Ларисы еще сильнее, чем одиночество Катерины. Все как будто изменилось в городе на Волге сравнительно с той эпохой, когда жила Катерина. Вместо песен бурлаков доносятся резкие гудки пароходов, на смену купцам Диким пришли негоцианты Кнуровы и Вожеватовы.

Дикой безвыездно сидел и самодурствовал в Калинове – Кнуров “ездит в Москву, в Петербург да за границу – там ему просторнее”. Дикой страшится устройства громоотвода – Кнуров едет на парижскую выставку смотреть всякие изобретения по части техники. Дикой ходил в длиннополом сюртуке и сапогах бутылками – Кнуров “по костюму европеец”. Но эти ездящие в Париж “европейцы по костюму” – еще большие хищники, чем Дикой: они научились новейшим способам наживы и эксплуатации.

Самодур Дикой кричал, а Кнуров молчит. “Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли миллионы! – спрашивает Таврило.- С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем, он и молчит”. За мнимой цивилизованностью Кнурова скрывается еще более беспощадная циничная хватка, чем у самодура Дикого.

Кнуровы и Вожеватовы убеждены в своей власти надо всем на свете. Кнуров просто хочет купит любовь бесприданницы Ларисы. То же хочет сделать и Вожевг хов, но переуступает Ларису более богатому и удачливому Кн} рову.

Раскрывая перед Ларисой их грязные замыслы по отш шению к ней, Карандышев говорит: “Они не смотрят на BE как на женщину. Как на человека – человек сам располагае своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь”. Лариса видит всю безысходность своего положения. “Я лю( ви искала и не нашла,- говорит она с горечью Карандышеву.-На меня смотрят как на забаву. Никогда и никто не постаралс заглянуть ко мне в душу, ни от кого не видела сочувствия, i слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно, не виновата, я искала любви – и не нашла… ее нет на свете нечего и искать”.

Карандышев убивает Ларису. Так снова повторяется ист рия Катерины: в “темном царстве” нет и не может быть месг истинной любви. Удивительные вещи происходят вокруг: времена проходя но мало что меняется в жизни людей.

Сильные, удачливые, б гатые всегда правы. Поэтому пьесы Островского не теряют ев ей актуальности.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

Отражение времени на страницах произведений XIX века