Отражение в поэме Данте “Божественная комедия” нового гуманистического взгляда на человека и его ценности

Вершиной творчества Данте является “Божественная комедия”. Поэма написана как странствие поэта по загробному миру. Проводником Данте в этом путешествии является поэт, автор “Энеиды”, Вергилий. В произведении это символ разума, направляющего людей к земному счастью. Вергилий объясняет автору все, что видит.

Данте спускается с ним в Ад, затем поднимается на гору Чистилища, очищается от грехов и возносится в Рай.

“Божественная комедия” состоит из трех частей -“Ад”, “Чистилище” и “Рай”. Она построена как

роман приключений, действие которого происходит в неведомых странах. Автор с точностью описывает все мелочи и подробности пути.

Очень реально показаны спуски, скалы, лестницы, тропинки и проходы так, что у читателя не возникает сомнений в реальности происходящего.

…И вот внизу крутого косогора, Проворная и вьющаяся рысь, Вся в ярких пятнах пестрого узора.

Вместе с автором поэмы мы проходим через тесный и смрадный Ад. Здесь царят ненависть, скорбь, негодование, упорство в грехе: “вздохи, плач и исступленный крик”.

Сильное впечатление на автора производят слова, начертанные над входом в Ад: “…Входящие, оставьте упования”.

Попав в Ад, Данте задает вопрос о том, перешел ли кто-нибудь из Ада в Рай. Вергилий отвечает, что после смерти и Воскресения Христа из Ада в Рай были забраны Авель, Ной, Моисей, Давид, Авраам, Иаков, его дети:

…Других спасенных не было до них, И первыми блаженны стали эти.

Вергилий проводит автора через девять кругов Ада. Затем Данте попадает в Чистилище, “где души обретают очищенье и к вечному восходят бытию”. Чистилище автор изображает в виде горы.

Автор показывает, что любовь – причина всех человеческих дел, как добрых, так и злых, в зависимости от того, благая это любовь или нет. В кругах Чистилища души людей очищаются от грехов: в первом – от гордости, во втором – от зависти, в третьем – от уныния, в четвертом – от гнева. Вергилий излагает учение о любви как источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища.

Очистившись от грехов, Данте возносится в Рай в сопровождении любимой женщины Беатриче, которая символизирует божественный разум.

Чудесна и загадочна планировка Рая. Точно так же, как и в Аду существует девять “дьявольских” кругов, в Раю существует девять “ангельских” кругов. Радость, восторг, любовь – все это ощутил автор в Раю.

Здесь он слышал хвалебные напевы Отцу, Сыну и Святому Духу.

Только в Раю автор понял, что папский престол не следует учению Христа. Он называет Ватикан кладбищем истинных христиан, погибших от рук папских прелатов. Данте осознал любовь Христову, насколько ценна для Бога душа человека, одновременно с этим он понял, что во свете Христа дух человека становится таким, что стремится лишь к Нему, не возвращаясь к земным делам.

Любовь – только она “движет солнце и светила” – это итог “Божественной комедии”.

“Божественная комедия” Данте связана с реальностью, отражает его время, воссоздает образ современников. Великий поэт вершит суд над темными силами средневековья, обличает и наказывает пороки, возвеличивает любовь, прославляет активность, деяния. Данте стремится указать пути политического и морального обновления, предвосхищая многое из нового мировоззрения, которое утверждалось в эпоху Возрождения.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Отражение в поэме Данте “Божественная комедия” нового гуманистического взгляда на человека и его ценности