Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из “красоток записных”. И все же, чего же было больше – сходства или различия?
Иногда в них разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век.
Евгений Онегин. Уже первая глава романа рисует законченный образ светского молодого человека, не лучше и не хуже прочих. Домашнее образование, виды на наследство, светский лоск, приятный, легкий ум, реализующийся в изящных разговорах с домашними.
Пушкин подробно описывает день Онегина: вставание, завтрак, туалет, бал, театр, сон…
…проснется он – и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра
И завтра то же, что вчера.
Механическое, педантичное повторение и размеренность того, что считается развлечением, ужасно. Вся пылкость чувств реализуется в “науке страсти нежной”, но там, где нет любви, страсть переходит в привычку, а затем – в скуку:
…короче, русская хандра
им овладела понемногу.
Переезд в деревню ненадолго увлек Онегина, он даже попытался применить на практике кое-что, усвоенное из Адама Смита, но вскоре увидел, что
…в деревне то же, что везде.
Но Онегин не во всем совпадает со своим внешне явленным образом величественного денди и бездельника, в нем есть и другое:
…мечтам невольная преданность,
неподражательная странность
и резкий, охлажденный ум.
Незаурядный человек с сильными и яркими задатками, замкнутый в круге данностей и неспособный вырваться из него – это Онегин. Его желания скорее порывисты, чем сильны, он не понимает, что “труд упорный” – удел всякого ваятеля собственной жизни. Идя на поводу готовых, легких ответов, он поневоле, мимоходом становится убийцей, соблазнителем…
Благородство и порядочность, которые он проявил по отношению к “печальной Тане”, удивляют и обнадеживают. Онегин ведет пустую жизнь, но он не пустой. Пушкин заодно со своим героем, поэт дает ему шанс на настоящую жизнь. Онегин воскресает через любовь и отказ любящей женщины, в пять минут показавшей ему, что есть истина, а что – ложь.
Пушкин расстается с Онегиным, как бы говоря: дальше – твой выбор. Онегин человек не пустой, он падший, но не пропащий.
Григорий Печорин должен быть немного моложе Онегина. Он очень свеж и моложав – таким его описал Лермонтов. Он хорош собой. Но в первой встрече в главе “Максим Максимыч” нас поражает его вялость, бесконечная усталость, которая может быть только у старика, прожившего пустую, бессмысленную жизнь.
Об Онегине мы знаем больше со слов автора. Печорин пишет дневник, мы вчитываемся в самоописание героя. Ничего не зная о его юности и детстве, мы узнаем, что Печорин трезво оценивает и свои силы, и слабости, и пороки. Он знает, чувствует, что “ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но он растратил силы, “увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных”.
Онегин ищет и не находит смысла в жизни. Печорин знает, что его нет. Сила и мощь его личности и интеллекта таковы, что он может выстраивать и планировать ситуации, управлять людьми, их чувствами и поступками.
Печорин всегда получает желаемое, но, получив, охладевает, понимая, что не это ему нужно. А что? Печорин не боится смерти, он не любит жизнь. Если Онегин, став невольным убийцей, был потрясен, то Печорин – убийца хладнокровный, он спокойно проходит мимо людей, которые для него не более чем тени.
Можно задеть его самолюбие, но не сердце и душу. Печорин считает, что душа его мертва, но что же тогда болит?
Два героя. Два времени. Время надежд и разочарований,. деятельной жизни и тлена.
Великий пушкинист Юрий Тынянов говорил, что Пушкин – винное брожение литературы, Лермонтов – свидетель разложения.
Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова