СТРАНСТВИЯ ОНЕГИНА И ВОСПОМИНАНИЯ А. С. ПУШКИНА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

После дуэли с Ленским Евгений Онегин уезжает в Нижний Новгород, потом в Астрахань, оттуда на Кавказ; посещает Тавриду и Одессу. Нижний Новгород производит на него впечатление города, где

Всяк суетится, лжет за двух,

И всюду меркантильный дух.

Пессимистически настроенный Евгений Онегин прекрасно осознает эти пороки жителей Нижнего Новгорода, и город не вызывает в нем никаких эмоций, кроме тоски. Онегин едет в Астрахань и оттуда на Кавказ, где его преследуют “горьки размышленья” о смысле жизни.

Онегин сожалеет о том, что он

“в грудь не ранен”, что он “не хилый… старик”, что он не скован параличом, и с горечью восклицает: “Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать?” Снова в душе героя только “тоска, тоска!”. Онегин едет в Тавриду.

Но здесь автор оставляет своего героя и погружается в воспоминания о своих первых впечатлениях об этих местах, когда он тремя годами раньше Онегина странствовал “в той же стороне”. Воспоминания навевают мысли о бренности всего сущего, о постоянных изменениях во всем мире и в душе каждого человека.

Какие б чувства ни таились

Тогда во мне – теперь их нет:

Они прошли иль изменились…

За время работы над романом изменились также и взгляды самого Пушкина. Раньше “бесконечный шум” бахчисарайского фонтана навевал иные, по сравнению с нынешними, мысли автору: героиня его поэмы “Бахчисарайский фонтан” Зарема – романтический образ. Теперь же Пушкин признается: “Иные нужны мне картины…”

Его “идеал теперь – хозяйка”, его “желания – покой, да щей горшок, да сам большой”. Изображать в литературном произведении “прозаические бредни” может только писатель-реалист, каким теперь стал Пушкин.

Споря с “очаровательным пером” Туманского, автор описывает Одессу, где ему довелось жить, именно реалистически: он дает конкретное неидеализированное описание города.

Пушкина интересует многонациональность города, так как в творчестве ему свойственно было перевоплощаться в представителей других народов, других эпох и культур. Далее Пушкин описывает свой день, начиная с “пушки зоревой” и заканчивая “немой ночью”, и сравнивает его с днем Онегина.

Скучающий, больной “русскою хандрою” Онегин противопоставляется пирующим Пушкину и его друзьям – “ребятам без печали”. В их душах преобладает радость, упоение жизнью – священным даром, данным людям Богом, которым надо дорожить и наслаждаться.

Когда “темнеет вечер синий”, Пушкин едет в театр. Там он наслаждается “вечно новым” Россини, великолепными звуками, которые не позволено “с вином равнять”, и другими прелестями театра: “закулисными свиданьями”, балетом, созерцанием “негоци-анки молодой” и prima donna.

Но “финал гремит; пустеет зала”, и на землю спускается ночь, всходит луна, и “прозрачно-легкая завеса объемлет небо”, как бы опуская занавес жизненной сцены, на которой состоялось очередное представление чьей-то судьбы.

Последнюю фразу этой главы, реплику автора “Итак, я жил тогда в Одессе…” можно считать последней фразой произведения. Эти слова подчеркивают, что финал романа открытый, что с концом одного сюжета обязательно начинается новый. Это закономерность жизни; одно поколение сменяется другим, одна история жизни уже завершилась, а другая только начинается! Тебе я место уступаю, Мне время тлеть, тебе цвести – писал Пушкин в стихотворении “Дорожные жалобы”.

Глава романа о путешествии Евгения Онегина занимает важное место в сюжете и композиции, многие мотивы этой главы перекликаются с мотивами лирики Пушкина.

В этом сочинении хотелось показать, как переплетаются дороги Пушкина и Онегина, что еще раз подтверждает мысль о том, что автор вложил в образ своего героя много личного.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

СТРАНСТВИЯ ОНЕГИНА И ВОСПОМИНАНИЯ А. С. ПУШКИНА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)