Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет – с мая 1823 по сентябрь 1830 г. Результатом сталь длительного труда стало гениальное произведение, отразившее современность и ставшее “энциклопедией русской жизни”. Велик подвиг Пушкина, указывал Белинский, создавшего характер Онегина, “но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину”.
Татьяна Ларина не только сюжетный партнер заглавного героя.
Татьяна – любимый герой автора, ее образ Пушкин создает с особой любовью и тщательностью. Характер Татьяны показан динамичным, развивающимся. Впервые читатель встречается с этой героиней во второй главе романа.
Характер Татьяны раскрывается и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Татьяне
Рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Жизнь представлялась Татьяне как еще не написанный роман, себя же она воображала героиней любимых книг. Жажда любви наполняла сердце девушки. И именно поэтому Татьяна полюбила Онегина.
Пушкин отмечает, что полюбила Татьяна не потому, что узнала его, не оттого, что поняла сложность его натуры, а просто потому, что “пришла пора, она влюбилась”. Все идеальные образы книжных героев
…для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
И все же в этом выборе проявилась незаурядность характера Татьяны. При всей жажде любви Татьяна никогда не смогла бы полюбить Ленского, не говоря уже о других соседях. Татьяна сердцем, а не умом смогла почувствовать в Онегине человека “под стать себя”, она сумела угадать в нем “доброе сердце”.
Глубокие задатки “гениальной”, по выражению Белинского, натуры Татьяны проявились не в мечтании, а в действии. Полюбив Онегина, Татьяна первая пишет ему письмо. Она ведет себя в соответствии с почерпнутыми из романов нормами поведения.
Но в то же время поступок Татьяны удивительно безыскусственен. Он обнажает перед читателями и перед Онегиным тонкую и чувствительную душу Татьяны, ее доброе, чуткое сердце, полное искренней и чистой любви.
Признания Татьяны, дышавшие такой любовью и такой искренностью, не было услышано охлажденным сердцем Онегина. Речь Онегина в саду с поразительной силой раскрывает его нравственную глухоту. Татьяна писала ему о любви – он начал говорит о женитьбе. Перед Онегиным было распахнуто доверчивое сердце, а он, занятый собой, разыгрывал перед Татьяной роль разочаровавшегося в любви человека.
В саду у Лариных разыгралась настоящая драма. “Проповедуя” и поучая, Онегин не только подрывал искреннюю и естественную веру Татьяны в людей, не только лишал ее надежды на правду чувств, но и, не ведая того, духовно обкрадывал себя, своими руками губил нежданно выпавшее ему счастье.
Однако “отповедь” Онегина не убила любви Татьяны:
И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.
Посещение же дома Онегина еще больше укрепляет ее любовь. Восстанавливая облик Онегина по “следам”, оставшимся в его усадьбе, Татьяна поняла, что ее возлюбленный – человек донельзя загадочный и странный, нон вовсе не тот, за кого она его принимала.
Свои сомнения Татьяна не могла сразу разрешить:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье?
Вопросительность интонации выражала искания Татьяной правильного ответа, ее сомнения. ее желание понять, проникнуть в тайну Онегина. Начитанная в сентиментальной литературе, она верит, что люди бывают или ангелами, или исчадиями ада, добрыми или злыми. Онегин же оказывается просто порядочным человеком.
Главным итогом “исследования” Татьяны стала ее любовь к подлинному Онегину.
Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни. Оказавшись в новых обстоятельствах, не надеясь на новую встречу и взаимность Онегина, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Причем это свободный выбор героини, для которой были “все жребии равны”.
Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.
Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге свидетельствует о драме двух героев. Вся глубина душевных перемен в Татьяне проявилась при этой встрече:
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон.
Онегин был поражен переменой Татьяны. В деревне она писала письмо, “где сердце говорит, где все наруже, вся на воле”, в Петербурге – скрытность, холодность, умение прятать свои чувства. Свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее владеть собой, смирять искренние и непосредственные движения сердца. Но такая богатая натура, как Татьяна, не могла перестать быть собой.
Она могла быть веселой, держаться со спокойным достоинством княгини, “в то время как сердце разрывается от судорог”. Жизнь Татьяны в свете была жизнью, исполненной горечи и нравственных страданий. Жизнь в “омуте света” не проходит безнаказанно.
Таков трудный и горький путь жизни Татьяны. В конце романа Онегина встречает новая Татьяна: и нравственно чистая, глубокая, самоотверженная Таня, истинно русская, уже зрелая женщина, и княгиня, принужденная скрывать искренние чувства. Онегин разглядел во внешне холодной княгине и прежнюю и новую, зрелую, духовно богатую Татьяну, увидел в ней настоящего человека, и душа его, томившаяся в одиночестве, устремилась к ней.
Последнее свидание Татьяны с Онегиным – одно из замечательных поэтических достижений Пушкина. Сдержанно, но проникновенно и психологически точно раскрыл он душевную драму Татьяны, всю сложность ее душевной жизни. Сцена простроена драматически: в объяснении происходит внезапный резкий перелом. Княгиню, упрекающую Онегина, вдруг сменила плачущая Таня. Ее откровенность достигает предела, когда она – княгиня, замужняя женщина, светская дама – признается Онегину: “Я вас люблю “.
В этом признании – Татьяна, с ее жаждой правды в человеческих отношениях, душевной смелостью и готовностью бросить вызов всем условностям.
Если Онегина Пушкин в конце романа оставляет на пороге новой жизни, то жизнь Татьяны уже определена условностями света, и уже ничто не сможет ее изменить.
Образ Татьяны в романе Александра Пушкина “Евгений Онегин”