Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”

Мастерство А. С. Пушкина неисчерпаемо. Тонкий лирик в поэзии, “любознательный”

рассказчик в “Повестях Белкина”, беспристрастный историк в “Истории Пугачева”.

Но мало кто задавался вопросом, какую роль может сыграть одна-единственная

деталь в раскрытии образа героя. Обратимся к такой детали-образу, как луна, в

романе Пушкина “Евгений Онегин”. Может быть, этот образ поможет нам глубже

понять главную героиню, Татьяну Ларину. Символика луны в мировой мифологии не

так уж и многозначна: луна – знак богини

Дианы, богини плодородия и

деторождения, всего живого. Впоследствии ее стали отождествлять с богиней

Селеной, олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость.

Мы помним, как Пушкин, называя героиню Татьяной, пишет:

Впервые именем таким

Страницы нежного романа

Мы своевольно освятим.

“Святое” имя Татьяны, с которым “неразлучно воспоминание старины”, как раз и

ассоциируется с богиней луны, ночного зарева, молча заливающего спящую землю

серебристым сиянием. Вспомним, как Онегин, увидев в высшем петербургском свете

Татьяну, “въявь богиню зрит” .

Образ луны сопровождает героиню на протяжении всего романа. Вот Ленский знакомит

Онегина со своей невестой Ольгой, и он сразу обращает внимание на ту, “которая

грустна и молчалива, как Светлана”. Удивляется своему новоявленному другу, что

тот выбрал “другую”: “В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой

мадонне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом

небосклоне”. Здесь “глупая луна” – антитеза луне, льющей живительный свет на

мир, когда он “в праздной тишине при отуманенной луне… лениво почивает”. Так и

Татьяна в “праздной тишине” деревенской жизни тихо мечтает, погружаясь в чтение

сентиментальных французских романов, вглядываясь в героев и уподобляя их себе и

Онегину: “И сердцем далеко носилась Татьяна, смотря на луну… Вдруг мысль в

уме ее родилась…”, “она сказала: это он”. Романтическая душа Татьяны живет в

созданном ею мире грез, мечтаний, жизнь свою она сверяет с преданиями,

приметами, “предсказаниями луны”, ибо Татьяна – “русская душою”. Заметим, у

славян луна покровительствует еще всему домашнему миру, а, как известно, фамилия

Татьяны – Ларина – связана с древними божествами ларами – покровителями

домашнего очага, природы.

Ночное светило сопровождает героиню, когда она пишет письмо Онегину: “И между

тем луна сияла И томным светом озаряла Татьяны бледные красы”. Пушкинская

героиня пишет письмо наедине с луной, девственный свет которой связан с

романтическими мыслями, когда влюбленная девушка перестает замечать реальную

обстановку, оставаясь вдвоем с “томным светом” вдохновительницы-луны. Это же

состояние будет сопровождать ее и после встречи с Онегиным в Петербурге:

Об нем она во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит,

Бывало, девственно грустит,

К луне подъемлет томны очи,

Мечтая с ним когда-нибудь

Свершить смиренный жизни путь.

Как видим, Татьяна не меняется внутренне: изменился ее статус, она стала

замужней женщиной, важной особой. Но “русская душа” ее осталась такой же

высокой, чистой; даже “Клеопатра Невы”, “блистательная Нина Воронская”, не могла

затмить ее. Серебристым светом луны отливает внутренний мир Татьяны, он

настолько богат, что недоступен пониманию окружающих, в том числе поначалу и

Онегину, так же, как недоступна взгляду обратная сторона луны.

Татьяна как будто совершает свой лунный путь: луна сопровождает ее в пророческом

сне ; “при свете серебристом” спешит она в дом

Онегина, чтобы разгадать его душу, и ей это удается ; не

оставляет она ее и в Москве. Но здесь вместо “отуманенной, печальной, бледной

луны” появляется величавое ночное светило, затмившее блеск ярких звезд:

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Продвигаясь по жизненному пути Татьяны, мы можем отметить, что она так и

осталась на уровне неба, совершая свой путь от “томной луны” “на бледном

небосклоне” до ослепительно яркой “луны в воздушной синеве”.

И Онегин “въявь богиню зрит”. Луна-богиня Татьяна – воплощение идеала женщины,

покровительницы домашнего очага, верности, добра, света – всего того, что составляет идеал поэта.

Мастерство автора “Евгения Онегина” действительно неисчерпаемо. Нам удалось

раскрыть только одну его грань в создании образа Татьяны, ставшей “лунной

сонатой” Пушкина.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”