“Образ страдающего эгоиста” в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Чем больше ты себя любишь,

тем большим врагом самому

себе становишься.

М. Эбнер-Эшенбах

Скука – наш самый большой враг

Вольтер В толковом словаре С. И. Ожегова мы найдем такое толкование слова “эгоизм”: “Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных”. С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним,

Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя.

Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову “эгоист” эпитет “страдающий”. От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку.

Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.

Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал “страдающим эгоистом”.

Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру.

Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:

Отец понять его не мог,

И земли отдавал в залог.

Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы не бились, отличить.

В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения:

… Отворотился и зевнул,

И молвил: всех пора на смену,

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.

В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но “ничего не вышло из пера его”, читает много книг, но и это ему неинтересно.

Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…” – так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить.

Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут – мигом соглашался,

Изменят – рад был отдохнуть.

Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:

Поверьте ,

Супружество нам будет мукой.

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой.

И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!

Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу.

И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина “страдающим эгоистом”. Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни.

А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок.

Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

“Образ страдающего эгоиста” в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”