Покорение крестьянином города – основная тема одноименного романа “Город” Валерьяна Пидмогильного. Все события происходят сквозь призму души Степана Радченко – образованного молодого человека, который стремился выучиться в университете и вернуться в свое родное село: “Культурных сил нужно нам, вот что”, – рассуждал Степан. И ему приятно было, что он только временно, на три года, покинул свои крыши, чтобы потом вернуться при полной оружия на борьбу и с самогоном, и с воровством, и с бездеятельностью местной власти.” Благородная
Степан “был способный и не боялся экзамена, он был готовым к трудностям и неурядицам, которые могли ждать его. Жил в сарае, ел так, чтобы не умереть, но твердо верил, что все его достижения тут оценят: хоть бы “активное участие в революции и безупречную работу в профсоюзе”. Но, нет! Город не приняло его с распростертыми объятиями – и он начал изменяться, начал его покорять. “Село стало ему чуждо, оно потускнело в его воспоминаниях, как бледнеет фонарь в лучах дня, но тяготело над ним как упрек, как тревога”. Он стремится приблизиться к городу своим внешним видом, манерами, привычками. Степан стал Стефаном – так более по-городскому. Главный герой романа старается дружить с авторитетными людьми, забывает со временем старых друзей. Женщины тоже, я считаю, сыграли немалую роль в изменении жизненных приоритетов Радченко. В его душе постоянно борется добро со злом. Так, образ противоречивый и неоднозначный. Каждый читатель по-своему осуждает его поступки или, возможно, наоборот – восхищается им. А я стараюсь хоть частично, но все же понять его. Он покорял большой шумный город, он мужественный, умный. А как искренне Степан радуется первым своим произведениям, напечатанным в журнале в Харькове! Гордится ими! Конечно, я не отрицаю, что главный герой романа совершил много постыдных поступков, стал даже жестоким, но ведь всем людям свойственно ошибаться. Мне даже жаль его, потому что все мечты начать новую жизнь не принесли Радченко душевного уюта. Город не стал его домом. Доказательством этого являются слова Степана К Левку: “…чужое здесь все – и люди, и жизнь”. Его душа еще не очерствела до конца, воспоминания о прекрасной степи временем греют его. Он стал состоятельным молодым писателем. Начал писать повесть о людях. Такой конец романа.
Стоит отметить, что Валерьян Пидмогильный избегает собственных суждений о своего главного героя. Он не обвиняет его и не оправдывает, а показывает таким, каким он есть. Образ Степана Радченко сложный и противоречивый. Но мне нравится то, что на протяжении всего времени в Киеве он постоянно стремится двигаться вперед. Степан покорил город, много чего достиг, но и город покорил его: среди ежедневного шума и людской беготни потерялась искренняя крестьянская душа.
Образ Степана Радченко