Благодаря роману Пушкина “Евгений Онегин” мы подробно знакомимся с русским обществом начала XIX столетия. Главный герой романа – Евгений Онегин – один из типичных представителей того времени, “молодой повеса”, “наследник всех своих родных”,то есть богатый, легкомысленный, поверхностно образованный молодой человек с циничными представлениями о смысле жизни. “Как ты да я, да целый свет…” – оговорится Пушкин, словно бы заступаясь за своего героя. Действительно, в те далекие времена богатая молодежь не слишком
Ее жизнь состояла из посещений балов, детских праздников, театров, ресторанов. Ее богатство было обеспечено трудом крепостных крестьян, образование осуществлялось по принципу:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Онегин в начале романа спешит застать живым умирающего дядю и готов “денег ради, на вздохи, скуку и обман.”Его переживания поверхностны, помыслы бессердечны. Он собирается
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарства,
Вздыхать и думать про себя:
“Когда же черт возьмет тебя?”
В свои молодые годы Онегин уже законченный эгоист, уставший от балов и любовных похождений, пренебрежительно относящийся к окружающим, но Пушкин все-таки не отказывает ему в своей симпатии, выделяя в его характере
Мечтам невольную преданность,
Неподражательную странность
И резкий охлажденный ум.
Белинский писал, что Онегина “можно назвать эгоистом поневоле”. С одной стороны он ведет пустую светскую жизнь, повесничает и бездельничает, потому что “труд упорный ему был тошен”, с другой стороны – он хорошо понимает всю бессмысленность подобной жизни и испытывает от этого душевные страдания. Пресытившись бессодержательной жизнью в Петербурге, он приезжает в свою деревню и на первых порах пытается вникнуть в крестьянскую жизнь:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…
Но и деревенская жизнь быстро ему надоедает. Он хандрит, от скуки мучает Татьяну своими лицемерными нравоучениями, от скуки принимает вызов Ленского, от скуки его убивает.
И вот тут-то его жизнь меняется. Он бежит из деревни, где “окровавленная тень ему являлась каждый день”, впервые испытывая муки совести. Он отправляется в путешествие, но и странствуя по свету не может забыть о своем страшном преступлении.
Возвратясь в свет, он неожиданно встречает там деревенскую простушку Татьяну, которой давал отповедь в деревне, и влюбляется в нее. Самим своим существованием Татьяна помогает Онегину понять, что он умеет и страдать.
Онегин стал другим. Страдания изменили его душу, осознанная несправедливость убийства заставляет его мучительно искать причины своего закостенелого эгоизма и искоренять его причины. В его душе происходит обновление.
Характер Онегина нам интересен в развитии. Если человек не меняется на протяжении длительного периода жизни, значит он ограниченный тип, малолюбопытный для изучения. Но когда Онегин сокрушается:
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? Тоска, тоска!
Мы испытываем сострадание к нему, понимая, что ему очень тяжело переживать свою отверженность, ненужность, осознавать свое бессилие, неспособность изменить свою жизнь.
“Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… – писал В. Г.Белинский. – Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры…но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла.”
Мне кажется, что подобные молодые люди, осознавшие бессмысленность своей жизни, вышли в декабре 1825 года на Сенатскую площадь. Я не хочу сказать, что все там были похожи на Онегина, я хочу сказать, что наверняка были и такие. В поступке декабристов, в их страдании за народ, который многие из них плохо знали есть какое-то отчаяние.
Возможно это расплата за бессмысленность прежней жизни, за неразумность и беспечность.
Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина