Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Лермонтовский поэт -“как демон, с гордою душой”; он “меж людей беспечный странник, / Для мира и небес чужой” . Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”:
Я сам собою жив доныне, Свободно мчится песнь моя… “Пускай поэта обвиняет…”
Но уже в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта “ничтожной толпе” людей.
Безумец я! Вы правы,
Над поэмой “Демон” Лермонтов работал двенадцать лет. Первый вариант произведения создан им в 1829 году, последний – незадолго до смерти.
Демон в христианской мифологии – злой дух, дьявол. Некогда он был ангелом. За непокорность бог изгнал его из рая.
Образ Демона и сюжет поэмы фантастичны. И, тем не менее, произведение связано с русской жизнью с литературными традициями 20-30-х годов.
Демон несколько сродни и Алеко, этому “вольному жителю мира”, и Онегину, томимому “душевной пустотой”.
Но “Демон” – не просто повторение того, что было открыто Пушкиным. Это – новый этап в развитии русского революционного романтизма. Лермонтов по-своему показал и оценил романтического героя-индивидуалиста. Демон разочарован во всем, что окружает его.
Гордый “дух изгнанья” равнодушно созерцает прекрасную природу.
И дик, и чуден был вокруг Весь божий мир; но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего.
Демон осуждает жизнь людей, презирает этот мир, в котором господствует насилие над человеческой личностью,
Где нет ни истинного счастья, Не долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить.
Мятежность, пафос отрицания, могучие душевные силы Демона – все это близко и дорого автору. Однако Лермонтов, поэтизируя героя, одновременно осуждает его. Он судит гордого Демона, который “все благородное и все прекрасное хулил”, – судит с передовых общественных позиций, с позиций подлинного гуманизма.
Бунт Демона лишен общественного содержания, стремления к положительному идеалу. Презрение и ненависть ко всему миру вытеснили из его души светлые чувства.
И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.
Крайний эгоизм, непомерная гордость, презренье и ненависть – все это привело его к мучительному одиночеству, и мир для него стал “глух и нем”.
Чтобы жить полнокровной жизнью, надо не только ненавидеть, но и любить, не только отрицать, но и утверждать, ценить не только свою свободу, но и свободу других. Такова идейно-нравственная позиция автора. С этой позиции Лермонтов оценивает романтический индивидуализм.
Он вводит в поэму типично романтическую ситуацию: “царь познанья и свободы” очарован прекрасной Тамарой.
Тоску любви, ее волненье Постигнул Демон в первый раз.
Демон зовет Тамару в “надзвездные края”, чтобы оттуда “без сожаленья, без участья / Смотреть на землю” жить “равно далеко от божества и от людей”, оставив “жалкий свет его судьбе”. Но вне общества нет покоя и счастья отдельной личности. Поэтому попытки примириться “с небом”, стремление “веровать добру” кончаются трагически.
И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..
Молодой Лермонтов-романтик