МИЛАЯ МЕЧТАТЕЛЬНИЦА И РАВНОДУШНАЯ КНЯГИНЯ (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин)

Самым задушевным произведением поэта назвал Белинский роман Пушкина “Евгений Онегин”. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя.

И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Герои романа стали для Пушкина почти родными.

Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой

представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и в то же время обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.

Пушкин в портрете Татьяны описывает не ее внешность, а скорее психологию: “дика, печальна, молчалива…”. Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей… Образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора не красотой, но своей прелестью и необычностью.

Во второй главе романа мы встречаем девушку, круг жизни которой составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами и сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Можно заметить, что в тех строфах, где речь идет о Татьяне, обязательно присутствует описание природы. Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Тани через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой.

Например, после суровой проповеди Онегина “меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день”. Прощание Тани с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня девушек, утешающая Таню, привязанность к няне, гаданье – все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Одиночество, доверчивость и наивность позволяют “мечтательнице нежной” придумать Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую отповедь. Но, увидев, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, она не приходит в отчаяние, а пытается понять Онегина.

Холодность Евгения не убивает Танину любовь, “строгий разговор” в саду лишь открыл Тане страдающего Онегина. Поэтому, может быть, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,

И об Онегине далеком

Ей сердце громче говорит.

Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать всем, кто к ней сватается. Лишь побывав в “молодой келье”, увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на “рынок невест” в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанъе?

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще?

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?

Хотя внутренний мир Евгения не исчерпывается книгами, которые он прочел, Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается в любви и в своем герое. Теперь ей предстоит скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.

В восьмой главе мы встречаем “равнодушную княгиню”, “законодательницу зал”. Прежняя Таня, в которой было “все тихо, все просто”, теперь стала образцом “безупречного вкуса”, благородства и изысканности.

Однако нельзя сказать, что теперь она действительно “равнодушная”, неспособная испытывать искренние чувства и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства остались, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И “беспечная прелесть” Татьяны – маска, которую она носит с искусством, не лишенным естественности.

Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней.

В ней все еще живет та доверчивая девочка, любящая русскую зиму, холмы, леса, деревню, готовая отдать “весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад”.

Порывистость чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, “неловкий” Евгений остается с ней наедине.

Но все-таки главное достоинство Татьяны – это душевное благородство как основная черта ее истинно русского характера. Татьяна обладает обостренным чувством долга и собственного достоинства. Именно поэтому она находит в себе силы подавить чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Поэт восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины. Пушкин видел жен многих декабристов, которые из любви своей и чувства долга отправлялись в Сибирь за мужьями. Вот таким душевным благородством наделил он и свою героиню.

Образ Татьяны является самым глубоким и серьезным в романе. Высота, одухотворенность, глубина Татьяны Лариной позволили Белинскому назвать ее “гениальной натурой”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

МИЛАЯ МЕЧТАТЕЛЬНИЦА И РАВНОДУШНАЯ КНЯГИНЯ (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин)