Критика крепостничества, обличительный пафос “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева

Критика крепостничества, обличительный пафос “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева

План

I. Екатерина II о “Путешествии из Петербурга в Москву”.

II. Обличение пороков общества в “Путешествии…”.

1. Влияние Крестьянской войны 1773 – 1775 годов на мировоззрение писателя.

2. А. Н. Радищев – представитель сентиментализма в русской литературе.

3. Основная идея “Путешествия…”.

4. Изображение императорского двора в “Путешествии…”.

5. Радищев о положении крепостных крестьян.

III.

“Нет истины, где нет любви”.

Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы.

А. Н. Радищев

А. С. Пушкин писал о Радищеве, что он действовал “с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью”. Императрица Екатерина II высказалась о его книге выразительно и энергично: “Тут царям достается крупно”, “Сочинитель не любит царей”, он “бунтовщик похуже Пугачева”.

Имя Пугачева возникает не случайно. Политические взгляды Радищева сформировались в период Крестьянской войны 1773-1775 годов. Причина, заставившая его забыть об интересах сословия, к которому он принадлежал, и сочувствовать восставшим крестьянам – совесть, заставляющая болезненно воспринимать всякую несправедливость, стыдиться собственного благополучия при мысли об угнетенном, страдающем народе.

А. Н. Радищев – представитель сентиментализма в русской литературе. “Путешествие из Петербурга в Москву” написано под влиянием “Сентиментального путешествия” Л. Стерна. Русский писатель заимствовал не только форму путевых записок, его привлекали идеи французского писателя-сентименталиста: мысль о самоценности, неповторимости человеческой личности. Стерн считал, что ценно лишь то, что находит отзыв в сердцах людей, утверждает родство и сочувствие между ними. А Радищев указывает на то, что мешает всему этому. Радищев утверждает, что люди, непрямо взирающие на предметы, а значит, и на смысл своей жизни, оказываются творцами собственных несчастий. Цель произведения – призыв к добру и человечности; средство для достижения этой цели – обличение пороков общества и борьба с ними.

Основная идея “Путешествия из Петербурга в Москву” – обличение крепостничества и убеждение в необходимости его уничтожения. Форма путевых записок дает возможность писателю показать широкую панораму общественной жизни, изобразить всю Россию от дворца императрицы до крестьянской избы.

Глава “Спасская полесть” построена как развернутая аллегория, рисующая нравы императорского двора. Путешественник видит себя во сне царем, окруженным толпой раболепных, льстивых придворных, и только Прямовзора, или Истина, снимает пелену с глаз царя и показывает его “хищность, зависть, коварство и ненависть” в глазах окружающих, кровь и слезы, которыми “замараны… блестящие одежды”. Подобно Прямовзоре, Радищев стремится открыть глаза власть предержащих, разбудить их совесть, сочувствие к народу.

Екатерина II утверждала, что “лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной”. Герой Радищева, путешествуя по России, показывает, какова же на самом деле жизнь народа. В главе “Медное” описана продажа крестьян за долги помещика; с болью говорит автор о судьбе каждого из крепостных. Крестьянские типы, изображенные в произведении, не идеализированы, но изображены с искренней симпатией. В главе “Любани” встречаем крестьянина, пашущего в воскресный день, потому что другого времени для работы на свою семью у него нет. “В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину”, – говорит он путнику. Поразительны и его трудолюбие, и безропотность, покорность: “Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро”. “Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение!” – восклицает путешественник. Но одного осуждения недостаточно для справедливого устройства общества, нужны радикальные меры, считает автор. Изображая бедственное положение крестьян, Радищев грозит дворянству новым Пугачевым: “Колокол ударяет… Смерть и пожигание нам будут посул за нашу суровость и бесчеловечие”. Ода “Вольность”, помещенная в главе “Тверь”, содержит призыв к восстанию, к уничтожению “мучителя венчанна” насильственным путем.

“Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви”, – говорил А. С. Пушкин. “Путешествие из Петербурга в Москву” проникнуто и обличительным пафосом борьбы с самодержавием, и горячей любовью, сочувствием к простому народу. В этом сила произведения первого русского революционера, писателя Александра Николаевича Радищева.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Критика крепостничества, обличительный пафос “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева