А. Н. Радищев – основоположник критического реализма

В русской литературе XVIII в., в целом развивающейся в рамках классицизма, был очень силен критический пафос, направленный против произвола властей. Это вносило реалистический момент в произведения и подготавливало почву для возникновения критического реализма.

Особенно большая роль в приближении литературы к жизни принадлежит Александру Николаевичу Радищеву. Его “Путешествие из Петербурга в Москву” написано в форме путевых заметок. Разделение на главы по названиям почтовых станций между Петербургом и Москвой носит не формальный

характер: писатель от деталей переходит к обобщению, от осуждения частных фактов к неприятию существующего порядка.

Форма путевых заметок позволяла охватить широкие географические пространства и разные слои общества: дворян, чиновников, дворовых слуг, крепостных крестьян. В предисловии Радищев определил причину, побудившую его написать “Путешествие…”: “Я взглянул окрест меня – душа страданиями человечества уязвлена стала”.

В “Путешествии…” впервые в русской литературе героем становится народ. Радищев с негодованием говорит о тяжелой жизни крестьян, которые вынуждены

шесть дней в неделю работать на барина, на себя же остаются только ночи да праздники ; нищета крестьян поражает писателя, Крестьяне лишены элементарных человеческих прав: их продают, невзирая на былые заслуги, разделяя семьи между разными владельцами ; забирают молодых ребят на 25 лет в рекруты из-за свадебного стола, и молодая жена остается не то невестой, не то вдовой, Радищев делает вывод, что “крестьянин в законе мертв”.

Несмотря на все унижения, крестьяне сохраняют свое достоинство, не становятся рабами по натуре. Им свойственна большая моральная сила, высокие нравственные идеалы.

А. С. Пушкин назвал “Путешествие из Петербурга в Москву” “сатирическим воззванием к возмущению”. Действительно, Радищев сатирически изображает “грозную превосходительную особу” , жестокосердных крепостников, неправедных судей. В аллегорической части “Спасской полести” даже государь нарисован как “нечто, сидящее на престоле”, окруженное льстивыми, подобострастными вельможами.

Прямовзора снимает пелену с глаз царя, и он видит все в истинном свете. Основная идея “Путешествия…” – осуждение крепостнического самодержавного строя – предельно ясно выражена в эпиграфе, взятом из поэмы В. К. Тредиаковского “Тилемахида”: “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” .

По всей книге разбросаны призывы к борьбе. В главу “Тверь” Радищев включил свою оду “Вольность”, где восставшие расправляются с царем, забывшем о долге перед народом. Понятно, что книга Радищева была опасна самодержавию; писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

Просвещенная царица Екатерина II назвала Радищева “бунтовщиком хуже Пугачева”.

А. Н. Радищев дал импульс к дальнейшему развитию критического реализма, явившись, по сути дела, его зачинателем.





А. Н. Радищев – основоположник критического реализма