К. Рылеев и В. Жуковский писали свои романы в стихах.
Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко. Жуковский пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки. Средства эмоциональной выразительности в поэзии первого русского романтика: лейтмотивность, система курсивов, эмоциональный синтаксис. Рылеев, хотя и “воспитывался” на творчестве Жуковского, все же хотел пробудить у дворянской молодежи гражданские чувства, воспитывать в ней любовь к отчизне и ненависть к деспотии, подвигнуть на активное и созидательное
От стихотворения к стихотворению Жуковский все более укреплялся в мысли, что минуты земного счастья – это отблески вечного и прекрасного огня, жгущего человека после смерти. Они напоминают нам об идеальном мире, предназначенном для человека, который, в свою очередь, призван усовершенствовать и приготовить свою душу к достойной встрече с таинственным царством.
Рылеев хотел изобразить подвиги предков исторически правдивыми, достоверными, и для этого внимательно изучал исторические труды. Но в то же время Рылеев полагал, что свободолюбие и патриотизм независимы от изменяющихся обстоятельств. Исторические герои Рылеева убеждают эмоциональной силой всех своих страстей, общественными поступками, а не конкретной правдой характеров.
Жуковский внес романтический элемент в русскую поэзию. В элегии впервые появились особенности романтизма: лирическое настроение, эмоциональный колорит и одухотворенность произведения индивидуальным характером поэта. В романтической поэме, как правило, господствовал единый лирический тон, события окрашивались авторской лирикой и не представляли для автора самостоятельного интереса. Рылеев нарушил эту традицию и тем самым способствовал созданию стиховых и стилистических форм для объективного изображения.
Однако поэма Рылеева оставалась романтической. Хотя герой и отделился от автора, он все равно выступал носителем авторских идей. Рылеевская поэма как бы предупреждала, что подлинный смысл гражданской деятельности зависит не только от желания личности, от ее активности и готовности принести себя в жертву общему благу, но и от существа общественного движения. Основное содержание позиции поэта-романтика – поединок между тиранами и тираноборцами. И эта пружина исторического процесса сохраняет всю свою значимость для современности.
История и современность уравниваются, отождествляются. Герои поэта отстаивают идею всем сердцем, всей душой, они “выстрадали” свои убеждения, проявив при этом жизненную стойкость, мужество, непреклонную волю; их мысли срослись с чувствами. Главное для поэта – гражданский итог.
Однако рылеевские герои часто страдают, обстоятельства повергают их в уныние, заставляют задуматься о печальной участи, превратностях судьбы.
Трагедию любви Жуковский понял как трагедию мыслящего и чувствующего человека, как неизбежность крушения и гибели лучших надежд, невозможность счастья в современном мире. Столкновение героев с враждебными им обстоятельствами составляет драматизм лирических и балладных произведений Жуковского И, хотя поэт старался примирить противоположности, убеждая себя во благе провидения, но сочувствовал своим юным героям и рисовал их в возвышенно-романтическом свете.
Романтическая приподнятость была характерна и для ранней декабристской лирики, и для самого Рылеева. Рылеев понимал романтику как прогрессивное течение в литературе, обращающееся к национальной, народной почве и выдвигающее на первое место творческую свободу писателя. Стихотворение Рылеева “Я ль буду в роковое время…”, написанное в 1824 году и воодушевлявшее декабристов перед восстанием, раскрывает характер требований гражданского романтизма к человеку. В стихотворении заметно присущее романтическому герою противопоставление себя обществу.
Расширение времени и пространства дает романтическому герою возможность от оппозиции обществу перейти к вере, рождает надежду на справедливый ход будущих событий, спасает от разочарования. Заслуга Жуковского как поэта-романтика в том, что он, выразив свой внутренний мир, сделал достоянием русской литературы не только романтизм, но и открытые им средства поэтического изображения душевной жизни вообще.
“Конкретный анализ литературного наследия Жуковского показывает высокую художественную ценность его поэзии и дает возможность понять, как необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы”, – говорил Белинский.
К. Рылеев и В. Жуковский – два романтика