История создания “Ревизора” Гоголя начинается в 1830-х гг. В этот период автор работал над поэмой “Мертвые души”, и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; “рука дрожит написать… комедию”. Ранее Гоголь уже успешно дебютировал в этом жанре с пьесой “Женитьба”, в которой уже наметились и характерные для автора комические приемы, и свойственная последующим произведениям реалистическая направленность.
В 1935 году он пишет Пушкину: “Сделайте
Сюжет, подсказанный Пушкиным
История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала “Отечественные записки” П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачевском бунте. Словом, это был тот самый “русский чисто анекдот”, который требовался Гоголю для воплощения его замысла.
Работа над пьесой заняла всего два месяца – октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история “Ревизора” была еще далека от завершения.
“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” – так отзывался Гоголь о своей пьесе; именно такое предназначение он для нее видел – беспощадной насмешки, очищающей сатиры, орудия борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе. Однако почти никто, даже среди его коллег-литераторов, не увидел в “Ревизоре” ничего больше добротной, качественной “комедии положений”. К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадежности комедии.
Первая премьера “Ревизора”
Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актеры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим. Лишь И. И. Сосницкий, исполнявший роль Городничего, сумел передать авторский замысел, привнести в образ сатирические ноты. Однако исполненная даже в таком, весьма далеком от авторского желания виде, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию. “Верхи” общества, обличаемые Гоголем, все же почувствовали насмешку; комедия была объявлена “невозможностью, клеветою и фарсом”; по неподтвержденным данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: “Ну, и пьеска!
Всем досталось, а мне – больше всех”. Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.
И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам. Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актеров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы “Ревизор” Гоголем в ее окончательном варианте продолжалось еще много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году – это и есть тот вариант, который известен современному читателю.
Авторский комментарий к комедии
Долгая и непростая история создания комедии “Ревизор” неотделима от многочисленных статей и комментариев Гоголя к своей пьесе. Непонимание замысла публикой и актерами заставляло его снова и снова писать в попытках разъяснить свой замысел: в 1842 году, после постановки комедии в окончательной ее редакции, он публикует “Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора”, затем “Театральный разъезд после представления новой комедии”, позже, в 1856 году – “Развязка “Ревизора”.
Заключение
Как видим, история создания пьесы “Ревизор” свидетельствует о том, что написание этого произведения далось автору не так-то легок, отняв у него немало как сил, так и времени. И, тем не менее, комедия нашла своих ценителей в среде просвещенных и думающих людей. У многих передовых критиков “Ревизор” снискал очень высокие оценки; так, В. Белинский в своей статье пишет: “В “Ревизоре” нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое…”.
Подобного мнения придерживались и многие другие представители просвещенного общества, несмотря на поток критики в адрес комедии и самого автора. На сегодняшний день пьеса “Ревизор” занимает заслуженное место в ряду шедевров русской классической литературы и является блестящим образцом социальной сатиры.
История создания “Ревизора” Гоголя