Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо”
1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий.
Проблема народного счастья – идейный центр произведения.
Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).
2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. “Помещик”, “Последыш”), б) Противоречия в крестьянском
8. Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника (Гриша Добросклонов). Позиция автора во многом отличается от позиции народа (см. предыдущий пункт). Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова.
4. Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирйна, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.
5. “Кому на Руси жить хорошо” – произведение критического реализма:
А) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в пореформенной России (см. выше),
Б) Изображение типических характеров в типических обстоятельствах (собирательный образ семи мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян),
В) Самобытные черты реализма Некрасова – использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.
6. Жанровое своеобразие:
Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр “Кому на Руси жить хорошо” как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир – семь мужиков).
Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог), б) Былина (традиции) – Савелий, богатырь святорусский, в) Песня – обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.
Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо”