Над романом “Госпожа Бовари” Г. Флобер работал около пяти лет. В своих письмах писатель неоднократно жаловался, что “Бовари” ползет черепаший походкой, “просидел четыре часа и ни одной фразы”, “порчу кучу бумаги”, “проклятая книга, она причиняет мне боль”, “на прошлой неделе я убил пять дней на одну страницу” и тому подобное. Выискивая нужный сюжет, Флобер взял за основу историю самоубийства Дельфины Деламар, жены известного в окрестностях Руана врача. Эта история в свое время получила широкую огласку.
Прежде
В центре сюжетного конфликта – личная драма Эммы Бовари.
“Жизнерадостная, смышленая девочка Эмма Руо, живя в селе, а потом в монастырском пансионе, придумывает для себя другую жизнь, которая якобы ее ждет в будущем, жизнь, о которой она читала в романах, ее будущий муж, Шарль Бовари, мягкий, простодушный, ограниченный, привыкший повиноваться воле матери. Еще с детства у него формировались черты человека трусливой, умеренной, осторожной, то есть истинного мещанина. Шарль никак не мог утвердить в жизни мечты Эммы. Флобер дает нам понять, что и пассивность Шарля, и болезненная лихорадка внутренней жизни Эммы имели одни корни – душное общественное окружение и мещанскую ограниченность”.
То о чем себе мечтала Эмма, совсем не базировалось на знании реальной жизни, ее мечты столкнулись с действительностью – и произошла трагедия.
Итак, главной темой романа “Госпожа Бовари” является тема утраченных иллюзий. Разительный контраст между чистой, юной Эммой, какой она показана во время первых встреч с Шарлем и распутной женщиной, которая в ужасных муках закончила свое бессмысленное существование, становился как бы художественным документом процесса нравственного распада человека.
“Госпожа Бовари” – социально-бытовой роман нового типа