“Красное и черное” Ф. Стендаля как социально-политический роман

Обновленная оккупационными войсками монархия Бурбонов была дворянской монархией, то есть политическая власть принадлежала в ней дворянству. Однако буржуазия уже царила в экономике и готовилась взять в свои руки политическую власть, что и произошло, только Стендаль дописал роман. Эта повторная победа – после революции конца XVIII в. – была неизбежной уже и потому, что дворянство неуклонно пропиталось буржуазным духом, деньги и имущественные интересы для него тоже становились главными ценностями жизни.

Рисуя в первой части романа провинциальный

Верьер, Стендаль пишет: здесь “царит зачумленными атмосфера мелких денежных интересов, здесь “приносить прибыль” – великое слово, от которого зависит все”. Мэр города аристократ де Реналь, который гордится своим происхождением, также занимается предпринимательством, он хозяином фабрики гвоздей приносит неплохую прибыль.

Произведение полно социальной динамики, заключается в основной вектор движения истории. Рисуя аристократов и буржуа, Стендаль отражает их противостояние на общественной арене, вытеснение аристократии, опирающийся на родовитость и поддержку правительства, буржуазией, для которой главным орудием есть деньги. Особенно наглядно это проявляется в провинции. В маленьком Верьере тоже бушуют политические страсти – между дворянином де Реналем и буржуа-выскочкой Вально идет ожесточенная борьба за пост мэра. В конце романа автор сообщает об избрании Вально и оценивает это как победу активного мошенника пассивному честолюбцем.

Отнюдь не симпатизирующие аристократии, Стендаль сплошь черной краской рисует буржуа Вально. Этот персонаж обнаруживает отсутствие воспитания и культуры, любых моральных принципов, способность к низости и подлости ради выгоды, пошлость чувств и вкусов.

Во второй части произведения действие переносится в Париж, в среду столичной аристократии, которая предстает в не менее критическом освещении.

Молодые аристократы – прекрасно обученные, имеют безупречные манеры, но безликие и безынициативны, неспособные самостоятельно мыслить и действовать. Больше всего в своей жизни они озабочены тем, чтобы ни в коем случае не нарушить приличия и правила высшего общества. Сравнивая их с простолюдином Жюльеном Сорелем, умная и проницательная Матильда де ла Моль без колебаний предпочитает секретарю своего отца Сорель, которому присущи энергичность, сильный характер, воля и решительность.

Старшее поколение аристократии пережил революцию и эмиграцию, но так ничего и не понятно, ничего не научилось. Вместо думать о сохранении добытого благодаря Реставрации, эти люди устраивают провокационный сговор, направленный на то, чтобы с помощью европейских монархов покончить с либералами и полностью восстановить “старый порядок”. Как старше, так и молодое поколение аристократов панически боятся новой революции, их преследует призрак якобинской диктатуры, той же Матильде Жульен представляется как новый Дантон, который в случае революции может спасти ее семью от гильотины.

Окидывая взглядом современное общество, Стендаль видит, что в нем господствуют борьба между состояниями и прослойками. “В обществе, расщепленном, как бамбуковый стебель, – обобщает он, – главная задача человека состоит в том, чтобы подняться из своего класса в высший, который со своей стороны прилагает все усилия к тому, чтобы не допустить этого человека к себе”. Итак, напор снизу, противодействие сверху, высшие слои пытаются остановить наступление низших, следовательно, по мнению писателя, французское общество постоянно находится в предреволюционном состоянии, что когда-либо может взорваться.

И действительно, не с первых лет своего существования режим Реставрации вызвал у французской общественности ощущение непрочности, временности, которое сочеталось с мыслью о неизбежности новой революции. Разделяя такие умонастроения, Стендаль, который к тому же любил заниматься социально-политическим анализом и прогнозами, взялся исследовать, в какой социальной прослойки накапливается революционная энергия, и вырастают новые Дантон и Робеспьеры. В результате он пришел к выводу, что такой прослойкой является молодежь, из социальных низов, образованная и энергичная, честолюбивая и оскорбленная в своем самосознании, молодежь, которой Реставрация перекрыла все жизненные пути.

Это тот аспект произведения, в котором он выступает как социально-политический роман, содержащий глубокий и точный анализ правящего режима. Однако в структуре “Красного и черного” этот аспект, наконец, выглядит как развернутое и активное фон, на котором происходит основное действо – драматическая судьба главного героя Жульена Сореля, вступивший в единоборство с обществом Реставрации. С этой точки зрения “Красное и черное” разворачивается как социально-психологический роман, которому присущи глубина и тонкость психологического анализа.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

“Красное и черное” Ф. Стендаля как социально-политический роман