КЛАССИКА
А. С. ПУШКИН
“ЧУЖОЙ ДЛЯ ВСЕХ…” (Образ Евгения Онегина)
Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто бы оборвано на половине. Вызвано это, на мой взгляд, тем, что Пушкин ставит в своем романе принципиально новые для русской литературы задачи – показать “век” и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому он отчетливо осознает зависимость характера человека от той среды,
Евгений – человек из высшего петербургского света. Его детство проходит под опекой иностранных гувернеров, которые учат его всему “шутя”, не докучая “моралью строгой”. Онегин вполне владел всеми теми науками, которые были необходимы в обществе:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Онегин умеет все, что соответствует требованиям моды. Рестораны, клубы, балы, балет – вот чем он занимает свое время. Автор называет своего героя “почетным гражданином
Кулис”, гением в “науке страсти нежной”. Так постепенно игра в любовь и дружбу заменяет в Онегине истинные чувства, умение “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка” глубокие знания, лицемерие – настоящую жизнь. Принятый и любимый в свете, Онегин, по сути, одинок. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает “русская хандра”. Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, “но труд упорный ему был тошен”. Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы – необходимость уехать в деревню дяди – мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди “уединенных полей”.
Единственным другом Онегина становится Владимир Ленский, но автор очень точно определяет характер их отношений: “от делать нечего друзья”. Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин. Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. “…Я не создан для блаженства” – так отвечает Онегин, замечу, очень в духе модных в его время романов. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны “чувствий пыл старинный” опять же был погашен, потому что так было привычнее. Вообще, история отношений Онегина с людьми доказывает, что герой Пушкина постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть, не без оснований, но это превосходство делает его “чужим для всех”.
Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как “свободу для себя”. Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статьях о Пушкине В. Г. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста, и это, на мой взгляд, очень точное определение. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он бы того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан! –
Восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, “другому отдана” Татьяна…
Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие “всех нулями, а единицами – себя”.
В. Г. Белинский с. глубокой точностью охарактеризовал трагедию Онегина, сказав, что “силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…”. Кто виноват в этом? Конечно, сам Онегин сознательно противопоставил себя людям, но, может быть, это было связано с тем, что ему чужда была посредственность. “Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей”, – говорит поэт. И действительно, Пушкин показывает, что сам “век” делает человека нравственным калекой, лишает его возможности найти достойное применение своим силам и быть счастливым.
“ЧУЖОЙ ДЛЯ ВСЕХ…” (Образ Евгения Онегина)