“Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя
утренняя заря – те сны и туманы,
с которыми борется душа, чтобы получить
право на жизнь
Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга
бытия… там все… пленяет недоступностью…
Александр Блок
Раннее творчество Александра Блока. Первый его сборник – “Стихи о Прекрасной Даме”. В нем отразились мысли, настроение и мироощущение двадцатидвухлетнего юноши.
Достаточно взглянуть на фотоснимок, сделанный в 1904 году. Какая вселенская грусть в глазах! “Трагическим
В первом сборнике А. Блока собраны стихотворения содержащие в себе часто противоположные взгляды на мир.
Большое влияние на поэта и его творчество оказал Владимир Соловьев. Идея двоемирия, женского начала не покидала Блока.
В ранних лирических произведениях отразилось стремление поэта постичь мир. Миром правит женское начало оно вечное, нетленное. По Блоку, человек в состоянии любви прорывается к высшим сферам бытия.
Любовь поэта – постоянное ожидание.
В первом сборнике – преклонение и служение рока веч ной Прекрасной Даме и ожидание любви. Но со временем приходит осознание невозможности встречи с владеющей вселенной гармонизацией мира. Между поэтом и Дамой происходит разрыв, который поэт очень тяжело переживает. На смену светлой мечте приходят безысходность, непонятность. Появляются такие символы, как метель, вихрь, вьюга.
Мерцающий свет фонаря символизирует здешний мир, белые страны, зори, лазурь – места иные, уходящие из ранней лирики А. Блока. Появляются кровавые, красные, 266
Русская литература XX века
багровые тона. Город предстает перед глазами читателя в мистическом облике. Рыцарские доспехи героя сменяются на костюм арлекина.
Вместо преклоняющегося инока – хохочущий шут, фантастическое, призрачное видение: “По городу бегал черный человечек…” У Блока обычная, повседневная жизнь переплетается с мистической, нереальной.
Но, несмотря на противоречивость мыслей, основные мотивы, взгляды ранних стихотворений А. Блока сохранились на протяжении всего творчества поэта. Цикл стихотворений о Прекрасной Даме – это попытка слияния индивидуальной души поэта с мировой душой.
Сборник “Стихи о Прекрасной Даме” имеет три раздела, внутренне связанных между собою; через них как бы осуществляется драматическое движение творческой мысли поэта: это разделы-главы – “Неподвижность”, “Перекрестки”, “Ущерб”.
В первом разделе, “Неподвижность”, собраны стихи, непосредственно обращенные к Прекрасной Даме. Название раздала сходно со стихотворением В. Соловьева “Бедный друг! Истомил тебя путь…”:
Смерть и Время царят на земле, –
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
и само понятие “неподвижность” Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выряжает идею постоянства, верности, рыцарского служения, вырг! жающие самое главное, “сокровенное и несказанное”.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
“Неподвижность” – поэтический пролог ко всему творчеству Блока. Именно здесь рассказана история жертвенной любви Рыцаря к Прекрасной Даме, и вместе с тем это быль, действительная, земная история любви А. Блока к Л. Д. Менделеевой. В “Неподвижности” зарождается святая для Блока тема: поэт и его идеал Прекрасного , которому он был верен всю жизнь.
История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы от начала и до конца драматична. В основе сюжетного движения первой книги – изначальный и все время нарастающий драматизм, кроющийся в самой природе героев, и прежде всего в характере Прекрасной Дамы. Ее облик изменчив, она непостижима. Мотив этот обозначился сразу же, во втором стихотворении сборника “Предчувствую Тебя…”:
… Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Это пророческое стихотворение – камертон ко всей лирике. В нем “напророчен” не только будущий “ущерб” Прекрасной Дамы –
… дерзкое возбудишь подозренъе,
Сменив в конце привычные черты, –
но и будущий неизбежный путь лирического героя:
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Стихотворение завершается двустишьем, в котором выражена трагическая противоречивость блоковского героя:
Как ясен горизонт!
И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Стихотворение “Я их хранил в приделе Иоанна…” было написано на следующий день после того, как Л. Д. Менделеева согласилась стать женой Блока. “… Свершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года…” – писал Блок в дневнике.
И вот зажглись лучом вечерним своды.
Она дала мне Царственный Ответ.
Во втором разделе сборника, который Блок назвал “Перекрестки”, резко меняются тональность, ритм, появляется бло-ковский Петербург, его Город. В “Неподвижности” обращает на себя внимание необычайное слияние поэта с миром природы. Это слияние сходно с мировосприятием И. Бунина.
В “Перекрестках” отразился резкий поворот в лирике Блока.
Раздел “Перекрестки” открывается многозначительным и откровенно-дерзким стихотворением “Обман”, далеким от лучезарности первой части сборника. Вместо розовых зорь фабричная гарь, в глаза бросается красный цвет: красный карлик, красный колпак, красное солнце: “По улицам ставят красные рогатки. Шлепают солдатики…”
Следующие стихотворения в нарастающей степени развивают тему обмана, тему города, в котором сосредоточены порок и гибель. Еще более усиливаются красные тона: кровавое солнце, красные пределы города, красный дворник, пьяно-алая вода. В стихотворении “Город в красные пределы…”, посвящено лучшему другу Евгению Иванову, который также испытывал мучительную любовь-ненависть к городу Петра, Блок до такой степени сгущает краски, что перед нами уже не город, а “серо-каменное тело” с “мертвым ликом”, колокол с “окровавленным языком”.
Стихотворения этого раздела “Все кричали у круглых столов…”, “Свет в окошке шатался…”, “Я вышел в ночь…” предвосхищают Блока – поэта “Страшного мира”. Здесь появляются трагические темы балагана, арлекин, двойничества.
Восхищенью не веря,
С темнотою – один –
У задумчивой двери
Хохотал арлекин.
Блок объясняет, что двойничество, то есть расщепленность души человека, перекрестков, перепутий, происходит от точного понимания трагической диалектики жизни эпохи рубежа веков. “Перекрестки”, “Перепутья”, “Распутья” – это еще и синонимы исторического рубежа – конца XIX и начала нового XX века.
В одном из последних писем Блок сказал пророческие для него слова, которые можно отнести в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни: “… искусство там, где ущерб, потеря, страдание, холод. Эта мысль стережет всегда”. Название заключительного раздела цикла “Стихов о Прекрасной Даме” – “Ущерб” – содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в письме.
Первое стихотворение, которым открывается заключительный раздел книги, – “Экклесиастк Это откровенная история о неизбежности катастрофы. Эпиграф к стихотворению взят Блоком из Библии.
Все диким страхом смятено.
Столпились в кучу люди, звери.
И тщетно замыкают двери
Досель смотревшие в окно.
Стихотворение “Встала в сияньи…” – рассказ о трагической смерти женщины.
Мамочке не больно, розовые детки,
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не помогла…
Казалось бы, здесь Прекрасная Дама исчезает, уступает место героине суровых, драматических будней города. Но вот элегия “Когда я уйду на покой от времен…” не дает забыть этот волшебный образ. Более того, если рассмотреть творчество А. Блока в целом, то это стихотворение воспринимается как предвестник элегии Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…”, которой открывается лирическая книга “Ночные часы”.
Сборник завершается стихотворением “Дали слепы, дни безгневны…” Это стихотворение по своей тональности напоминает стихотворение из цикла “Молитвы”, помещенное Блоком в конце первого раздела “Неподвижности” – “Сторожим у входа в терем…” Оно подхватывает последние строки “Молитвы”:
Молча свяжем вместе руки,
Отлетим в лазурь.
Теперь в этих строках звучит мотив вечного боя, блоковской неуспокоенности:
Что мгновения бессилья?
Время – легкий дым…
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять, в бездумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!
Что привлекло меня в поэзии “серебряного века?