Бальмонт К. Д. – один из лидеров “старших символистов”

К. Д. Бальмонт, один из лидеров “старших символистов”, был “властителем дум” молодежи рубежа XIX-XX веков. В 1894- ом году он создал свой первый самостоятельный символистский сборник “Под северным небом”. Лирический герой первых поэтических стихотворений – неоромантик символического плана, мечтатель, стремящийся проникнуть за земные пределы бытия, стать частью космического целого, всего мироздания, увидеть “очертанья вдали”:

И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки

вдали раздавались, Вокруг меня раздавались от Небес и Земли.

В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…” обозначена позиция возвышения лирического героя над реальностью, он как бы находится между Небесами и Землей, стремится постичь некие тайны, “уходящие тени”, неподвластные грубой реальности. Пространство стихотворения раздвигается и охватывает всю Вселенную “от Небес” до “Земли”. Особую роль в образном строе данного поэтического произведения играет символ башни, по которой все “выше” поднимается лирический герой от “погасавшего дня” и “уснувшей Земли” к “дневному светилу”, которое еще блистало и “догорало вдали”.

Символ “уходящих теней” помогает поэту, с одной стороны, выразить мечту, надежду лирического героя на будущее возрождение, а с другой – понять тоску героя по прошлому, которое безвозвратно потеряно. Окружающий мир наделяется поэтом состоянием вибрации, трепета, так как он стремится воплотить свою мечту и приблизить будущее. “Уходящие тени” лишь манят лирического героя, вселяя в него веру в нечто светлое, но оказываются недостижимыми:

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, которая не предает завершенность поэтической мысли автора, а наоборот, лишь намекает читателю, что до вершины еще далеко, что путь восхождения не закончен. Повторяющимися художественными образами раннего периода в творчестве К. Бальмонта становятся ветер как символ постоянного движения, камыши, которые “бесшумно шуршат”, “печальный” месяц как символ безмолвия:

Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

Лирический герой поэта – поклонник сна, безмятежного существования и борьбы, меланхолического томления и активного богоборчества, стремящийся соединить прошлое с будущем, свет и тьму, благородную, возвышенную любовь с “ужасным развратом”, герой, обреченный на муки творчества, необыкновенного прозрения, одиночество и одновременно готовый служить будущим поколениям – это герой постоянных, роковых противоречий. Эта особая противоречивость – отличительная черта бальмонтовского лирического героя.

Объездив практически весь мир, поэт всюду тосковал по России, считая себя “изгнанником земли родной”. Лучшими поэтическими шедеврами К. Д. Бальмонта стали символистские сборники “Горящие здания” , “Будем как Солнце” , “Только любовь. Семицветник” , “Литургия красоты” , “Фейные сказки” , в которых лирический герой продолжает бороться за красоту Вселенной и за свое место в мироздании. Теперь он необыкновенно активен, весь устремлен к свету, огню, солнцу, ставшему излюбленным символом Бальмонта.

Солнце – это символ жизнеутверждающей радости, источник жизни для всех. “Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце / И синий кругозор”, – утверждает поэт.

Отличительной чертой лирических произведений данного периода является глубокий лиризм, стремление проникнуть за пределы Земли:

Но, милый брат, и я, и ты – Мы только грезы Красоты, Мы только капли в вечных чашах Неотцветающих цветов, Непогибающих садов…

К. Бальмонт видел целью своего творчества установление связи между прошлым и будущим, подчеркивая преемственность в творчестве. Поэт – всегда мятежник, бунтарь, отвергающий уже сложившиеся представления, который сливается с другими художниками-бунтарями иных времен и в то же время обречен на трагедию:

Сумрачный художник, ангел возмущенный, Неба захотел ты, в небо ты вступил, – И с высот низвергнут, Богом побежденный…

Утверждая пророческое начало творческой личности, поэт мечтает проникнуть в небесные сферы, пообщаться с самим Богом, поэтому лирический герой К. Бальмонта отвергает “все земное, неверное, пленное”, и взор свой устремляет лишь к “высшему сну своему”, так как сон – один из возможных путей проникновения в непознаваемое. Лирический герой художника-символиста осознает свою уникальность и свойственное только ему предназначение:

Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, Я – играющий гром. Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей.

Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Так же, как и Фета, поэта волнуют не сами предметы, образы действительности, а те впечатления, ощущения, которые вызывает тот или иной образ:

Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Под тобою – глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая, В бездне воздуха и света.

Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистическую поэтику К. Д. Бальмонта.

Работая над техникой стиха, Бальмонт развил художественные приемы, заявленные еще в творчестве А. А. Фета. Прием звукописи в бальмонтовских стихотворениях приобретает особую значимость, а также многократное использование аллитераций, ассонансов и звуковых повторов:

Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, – Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо. Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Основой лирики К. Бальмонт считал “магию слов”, под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. “Музыкальные приемы” поэта разнообразны: помимо аллитераций, ассонансов, Бальмонт особое внимание уделяет рифмовке, ритму стиха, создает сложные прилагательные-эпитеты, а также часто повторяет последние слова предыдущей строки в начале следующей:

Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.

Доминирующее музыкальное начало поэзии Бальмонта стало крупным художественным открытием в русской поэзии “серебряного века”, так как поэты начала XX века находились в поиске не только новых тем, мотивов, но и форм, способов, поэтических приемов, которые смогли бы помочь мастерам поэтического слова выразить свои мироощущения.

В 1920 году, любя Россию “до боли сердечной”, Константин Бальмонт, не принявший русскую революцию 1917 года, был вынужден покинуть родину и уехал из России навсегда.

Последние годы жизни поэта были самыми тяжелыми: он умер в эмиграции во Франции в предместье Парижа, одинокий, больной и забытый всеми. Но как никто из русских поэтов начала XX века Бальмонт умел ценить каждое мгновение жизни. Также и лирический герой поэта ценит “миг красоты”:

Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Бальмонт К. Д. – один из лидеров “старших символистов”