Осознавая, что борьба против тиранической власти является одним из естественных прав человечества и, предчувствуя, что следующий век для Европы станет эпохой социальных революций и национально-освободительных восстаний, многие европейские поэты обращались к образу титана Прометея. Который, несмотря на запрет Зевса, принес людям искру божественного огня, за что на тысячелетия был прикован к скале в Кавказских горах. Конфликт между Зевсом и Прометеем рассматривался писателями, среди которых были Эсхил, Вольтер, Й. В. Гете и др., не только как
Стихотворение “Прометей” написан Байроном в последний период его творчества. В нем мощно звучит тема бескомпромиссного сопротивления угнетению, что поразила читателей еще в “восточных поэмах”. Прометеевская бесстрашная борьба за свободу угнетенных стала одной из ключевых тем творчества Байрона последних лет его жизни (когда он сам боролся за независимость Италии и Греции).
Стихотворение написано в форме обращения к титану, который принял муки ради людей, но не подчинился верховному божеству. Что же получил он за свое милосердие?
Лишь скалу, орла и оковы,
Немое страдание и вечное изгнание,
Нестерпимую боль расклеванных ран,
Которые дух гордеца усмиряют…
Однако ничто не сломило волю Прометея, даже невероятные мучения не смогли его одолеть:
Ты выбрал борьбу, Титан,
В поединке воли и страданий,
Принял ты муки без колебаний…
Чем все же провинился Прометей перед олимпийцами? Не только тем, что уменьшил страдания людей. Самый главный “небесный грех” титана заключается в том, что он “Светлом уме и сознании. / На борьбу вооружил их” Его поступок стал примером для людей:
Твой гордый дух и непокорность,
Что их и небо не поборет,
Для смертных примером стал.
Ты человечеству осветил дороги,
Ты – символ веры и тепла.
Вспомним троянский цикл эллинских мифов. Прометей знал то, чего не ведал сам Зевс: имя женщины, от которой у обладателя Олимпа может родиться дитя, способное у отца отобрать власть. Этой тайны, не обращая внимания на все уговоры и угрозы несправедливого к людям Зевса, титан не желал ему открывать. Поэтому жестокий приговор (приковать Прометея к Кавказской скале и ежедневно присылать к нему орла, – который причинял нестерпимой боли герою, расклевывая раны на его теле) не только несправедливый, а еще и в определенной степени лицемерный: ведь титан был наказан якобы за то, что он украл на Олимпе огонь для смертных. Однако из этого неравного противостояния, когда сила на стороне всевластного Зевса, Прометей, в конце концов, выходит победителем:
Смогла добиться лишь проклятий
Ярость громовержцу от тебя,
И что ему готовит небо,
Ты, вещий, – не хотел сказать,
Хоть взгляд твой сказал немало.
Мужество, непокорность и победа Прометея вдохновляют людей. Ведь время от времени народы стоят перед выбором: подняться на борьбу ради определенных идеалов или покориться судьбе. Байрон в стихотворении дает на это вопрос четкий и однозначный ответ, поэтому финал здесь звучит как огненный гимн борьбы, которая и является сеансом человеческой жизни.
Анализ стихотворения Байрона “Прометей”