Человек! Это великолепно!
М. Горький
Драма “На дне” возникла как результат широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя.
Первые три акта пьесы – борьба Луки за души брошенных на “дно”. Лука увлекает людей иллюзией будущей радости, миражом достижимого счастья. Убийство Костылева в конце третьего акта и последующие события четвертого акта знаменуют собой поворот в развитии пьесы: начинается развязка.
Жизнью проверена справедливость теории спасительной лжи. Каторга, голод, бесприютность, пьянство,
Четвертое действие раскрывает серьезные последствия пережитого, поскольку, по выражению Сатина, “старик проквасил нам сожителей”. Босяки задумываются: “Как, чем жить?”. Барон выражает общее состояние, сознавшись, что он раньше “никогда и ничего не понимал”, “жил, как во сне”, он замечает в раздумье: “… ведь зачем-нибудь я родился…” То же недоумение связывает всех. Складывается совсем не похожая на предшествующую атмосфера общения. Люди слушают друг друга.
Философии утешающей лжи и мелкой унижающей “правды” драматург противопоставляет идею суровой, большой правды. Ее выражает Сатин. Защищая вначале Луку, отрицая, что тот – сознательный обманщик, шарлатан, Сатин затем переходит в наступление – наступление на ложную философию старика. Сатин говорит: “Он врал… но – это из жалости к вам…
Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…
А кто – сам себе хозяин…, кто независимы и не жрет чужого – зачем ему ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” Сатин делает вывод: “Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!”
Впервые в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни. Приход Бубнова усиливает это впечатление. “Где народ? – восклицает он и предлагает…петь…всю ночь, отрыдать свою бесславную судьбу”. Вот почему Сатин откликается на известие о самоубийстве актера резкими словами: “Эх,…испортил песню…, дурак!”
Своеобразной особенностью в развитии действия пьесы является то, что драматизм посредством осторожных намеков позволяет предугадывать дальнейшее течение событий в жизни героев. Писатель не стремится к эффектным ситуациям. Взаимоотношения обитателей ночлежки при всей своей напряженности неизбежно вытекают из условий жизни “дна”, в них нет ничего необычного.
В четвертом действии трагический конец Актера уже угадывается еще до того, как Барон оповещает о случившемся на пустыре. Гибель Актера, обусловленная прежде всего его тоской о минувшей жизни, к которой – он это понимает – нет возврата, была ускорена вспышкой сомнительной надежды. На мысль о том, что Актер погибнет, наталкивают и произносимые им стихотворные цитаты, и предсмертная записка с просьбой помолиться за него.
События в жизни многие героев пьесы намечены в произведении. Возьмем, к примеру, Клеща, и проследим его судьбу от первого до четвертого акта. В первом действии он еще стремится подняться со “дна”, куда его бросила безработица: “Вылезу,… кожу сдеру, а вылезу”. Во втором действии клещ находится в состоянии растерянности: на похороны жены нет денег, да и вообще “он не знает, чего же ему теперь делать”.
В четвертом акте он уже примиряется с неизбежностью: борьба невозможна, будущая участь ясна.
В четвертом акте далее развиваются сюжетные линии отношений героев. А некоторые из них завершаются. Так, например, подходит к логическому концу линия потерявшего работу и опустившегося “на дно” слесаря Клеща.
Кульминацией четвертого действия становится монолог Сатина, его страстный призыв “уважать человека”. “Не жалеть, не унижать его… жалостью…” Этот монолог – авторская декларация. Здесь немало собственно горьковских мыслей о жизни.
Диалогов в заключительном действии практически нет, все принимают участие в разговоре. Можно сказать, что это многоголосый диалог.
Четвертый акт насыщен афоризмами, некоторые из которых превращаются буквально в лозунги: “Человек – вот правда!”, “Кто слаб душой… – тем ложь нужна…”, “Ложь – религия рабов и хозяев…”, “Правда – бог свободного человека”.
Название “На дне” вызывает чувство какой-то недосказанности. Так и хочется поставить многоточие. “На дне” чего? Только ли жизни?
Может, и души? Да, именно это смысл приобретает первостепенное значение.
Подводя итог анализа четвертого действия пьесы М. Горького “На дне”, можно сказать, что автор всем развитием событий показал, что ложное утешение и даже сочувствие не изменяют жизни. Финал существования людей, поверивших успокоительную ложь, явно говорит об этом: самоубийство Актера, гибель Пепла, исчезновение Наташи, безнадежность Насти были ответом на рассказы о той “обетованной земле”, которая им “уготована”.
Анализ 4 действия пьесы М. Горького “На дне”