Художественные особенности пьесы “На дне” М. Горького

Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии.

Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены.

Пьеса “На дне” представляет собой цикл маленьких драм, в которых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой. Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая

тем самым, что главное в пьесе – это разговоры. Драма Горького начинается с появления содержателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясняется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия.

В четверном действии наступает развязка. Монолог Сатина: “Что такое правда? Человек – вот правда!” является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы.

Исследователями творчества Горького отмечена еще одна особенность: драматург использует так называемые “рифмующиеся” эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона. После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репликой Насти: “Не было!”. Точную смысловую рифму в пьесе составляют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера.

Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: “А после пошел домой – и удавился…” и “Эй… вы! Иди. .. идите сюда!. ..Там Актер удавился!”. Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.

Герои пьесы “На дне” не делятся традиционно на главных и второстепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены.

Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.

Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи – о назначении Человека: “Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век!

Это великолепно! Это звучит гордо!” В речи каждого персонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: “Где тепло – там и родина”, “Порядка в жизни нет, чистоты”, “… ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.

Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького “На дне” является:

    постановка острых философских проблем; отказ от яркой движущейся сюжетной линии; “рифмующиеся” эпизоды; отсутствие деления на главных и второстепенных персонажей; динамичность диалогов, речевая характеристика героев пьесы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Художественные особенности пьесы “На дне” М. Горького