Критический реализм, как направление, родился еще в XIX веке. В XX веке он нашел свое выражение в творчестве многих известных писателей. Среди них А. И. Куприн, о котором Паустовский писал: “Мы должны быть благодарны Куприну, за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране и огромную веру в счастье своего народа, и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией”.
Александр
Рассказ Куприна “Гранатовый браслет” – это не просто история любви, это глубокое размышление о том, какое значение имеет любовь в жизни человека. В круговороте повседневных забот, неотложных дел человек стремится сделать карьеру, овладеть жизненными высотами и забывает, что ничего нет на свете выше и прекраснее любви. Куприн напоминает нам об этом.
Любовь Желткова к Вере помогла князю Василию понять самого себя, открыть для себя великую жизненную истину. Ведь до этого между ним и его женой не было духовной связи. Особое значение в рассказе имеет образ Аносова.
Именно его слова о вечной, исключительной любви оказались пророческими.
В повести “Поединок” мы видим изображение “повального безобразного кутежа” офицеров, а также ужас, тоску и безумие человека, которого издевательство доводит до отчаяния, крайности . Протест против насилия, порожденного скукой, пошлостью жизни , гибель человеческой души среди тупости, мерзости, непонимания . Ромашов одинок, он не похож на других. Неординарный взгляд на человека отличает Ромашова, так же как и неприятие царящих вокруг отношений. Он человек сочувствующий и испытывающий жалость к людям.
Его антиподы – супруги Николаевы. Романтическая, чистая любовь сталкивается с холодным расчетом. Таким образом, “поединок” происходит между пошлостью и благородством, чистотой любви и холодной расчетливостью. Между добротой, человечностью и жестокостью. Вечный поединок между добром и злом.
Гуманизм, доброта, душевная мудрость – вот чему можно учиться у А. И. Куприна.
Александр Иванович Куприн – яркий представитель школы критического реализма XX века