Житийный жанр занимает особое место в русской литературе. Жития – это жизнеописания людей, причисленных к лику святых. Как правило, жития писали близкие друзья святого с целью “поведать миру” о жизни и подвигах человека, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке.
Составление жития требовало огромных знаний, строгого соблюдения правил и композиции.
Житию свойственна неторопливость, повествование в третьем лице; иногда с отступлениями, обращениями к читателю и похвалами святому.
Житие требует создания четких образов, проведения грани между добром и злом. Мы видим либо резко отрицательных героев, либо резко положительных. Середина отсутствует.
Причем отрицательный герой, которого автор обычно именует не иначе как “злодей”, “окаянный”, “треклятый”, служит для контраста с “богоблаженным”, “святым”, подчеркивает безупречность того, о ком идет речь.
В отличие от биографии, в житиях отсутствует движение, рост героя. Святой уже с рождения – избранник божий. И автор иллюстрирует его святость, выбирая из реальности только те факты, которые бы ее подчеркивали. Остальная жизнь святого не принимается во внимание. Индивидуальность человека устранялась, в повествование вводились у “злодея” – только отрицательные качества, а у святого – только положительные.
И вот святой становится обобщенным воплощением добра.
Поскольку все авторы житий писали по признанному ими шаблону, жития похожи по стилю речи, и их герои схожи друг с другом поведением, разговором, реакцией на происходящее.
Автор жития как бы создавал эталон для последующих поколений, являя пример для подражания, сводя многообразие действительности к абстрактному идеалу.