Рассказ как эпический жанр

Рассказ – одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия – кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает.
А начинается развитие действия с Завязки – с того момента, когда события рассказа развертываются в направлении кульминации. Завязке может предшествовать Экспозиция – несколько абзацев или фраз текста, которыми автор вводит читателя в повествование, говорит о месте и времени происходящего события, сообщает что-либо о героях. После самого напряженного момента следует Развязка – результат решительного поступка героя.
Итак, Звенья сюжета в рассказе можно представить в следующей последовательности:
Завязка – І эпизод – ІІ эпизод – кульминация – развязка
Композиция – построение художественного произведения, соотношение его частей, размещение их по отношению друг к другу, например последовательность глав в большом рассказе.
Если Сюжет – это цепь эпизодов, событийный ряд, то Композиция – это соединение, стыковка разных частей произведения, в том числе и эпизодов. В композицию входят части текста, не относящиеся к сюжету: описания (портрет, пейзаж), авторские отступления (например, повествования о прошлом героя). Вы помните, наверное, как в рассказе “Муму” И. С. Тургенев Говорит о жизни Герасима в деревне, о его работе в качестве дворника. Все это части текста, которые не входят в сюжет, но включаются в композицию.
Построение рассказа, его композицию, то есть целесообразность размещения автором того или иного отрывка текста именно в этом месте, лучше всего рассмотреть на конкретном примере. В рассказе Л. Толстого “Кавказский пленник” отчетливо видна композиция, то есть стыковка и соотношение частей. Пленение Жилина, его пребывание в татарском ауле, попытки бежать, помощь Дины. Вступительная часть нужна, чтобы читателю было понятно все, что произошло дальше. Значит, композиция, как и сюжет, подчиненны авторскому замыслу. Иначе говоря, композиция обусловлена тем, что и как хочет сказать писатель о своем герое. Можно отчетливо представить композицию произведения, если составить его план, то есть выделить смысловые части, обозначив их заголовками.
Композиция, как и сюжет рассказа, подчинена главной цели – изображению человека, его переживаний, размышлений, изображению окружающей жизни. Это значит, что и композиция, и сюжет зависят от того, как автор видит и понимает человека, которого он хочет изобразить.
Главное отличие рассказа от сказки в том, что в сказке с самого начала есть установка на вымысел, а рассказ с первой фразы претендует на правдивость, соответствие реальной жизни.
В рассказе никогда не бывает ни прямого, ни косвенного нравоучения. Автор рассказа стремится передать жизнь так, как он ее понимает. А дело читателя – самому разобраться и все самостоятельно оценить, выяснив авторские оценки изображенной ситуации и участвующих в ней героев.
Вопросы по теме: 1. Почему рассказ относится к эпическим жанрам? Почему его называют малой жанровой формой? 2. Какие элементы сюжета вы знаете? Что такое кульминация? Почему завязка и развязка так называются? 3. Что такое композиция? Назовите внесюжетные элементы текста.

Рассказ как эпический жанр
Server: 20.32MB | MySQL:25 | 0.314sec