Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг…
Н. Заболоцкий
Роман-эпопея М. Шолохова “Тихий Дон” рассказывает нам о сложном, переломном времени в истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, жизнь человека обесценивалась. Война и революция по-своему отразились на судьбах всех героев романа, но особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин.
С большой любовью и теплотой нарисован в романе образ матери – Ильиничны. Возвышенная нравственная
Эта сильная и решительная пожилая женщина умеет беззаветно любить и мужественно преодолевает испытания, выпавшие на ее долю. Она готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам, оградить их от неприятностей и необдуманных поступков. Так, убедившись в том, что ее дочь Дуняша любит Михаила Кошевого, убившего ее старшего сына Петра, Ильинична сумела побороть неприязнь и принять еще недавно бывшего ей ненавистным чужака.
Чтущая традиции и глубоко привязанная к корням донского казачества, Ильинична обладает способностью трезво мыслить и критически оценивать происходящее. Образ этой мудрой и заботливой женщины выступает в романе символом материнства.
Во многом похожа на Ильиничну Наталья. Она верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Беззаветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привязано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому.
Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Наталья – натура прямая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить. В отчаянии она пыталась покончить жизнь самоубийством, но, оставшись после этого калекой, не сломалась, не сдалась, сумела вернуть самообладание и решительность.
Трагично заканчивается жизнь Натальи, которая, не выдержав метаний мужа, решается уйти от него и избавиться от его ребенка. Сделав неудачный аборт, она погибает от потери крови в расцвете лет, но и умирая, ни на кого не держит зла, прощает Григорию и его измены, и упреки.
Поражает своей внешней и внутренней красотой и Аксинья. У нее “точеная шея”, “пушистые завитки волос”, “зовущие губы”. Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь. Зная, что и Григорий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мнение, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа.
Независимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следовать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и радости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавливают ее. Любовь стала для этой женщины путеводной звездой, способной провести через боль, страдания и трудности жизненного пути.
Все, что касается Григория, дорого ей, и поэтому она после смерти Натальи оказывается рядом с ее детьми, заменяет им мать.
Совсем другой предстает перед нами жена Петра Мелехова Дарья. Эту вызывающе красивую, стройную женщину на хуторе вполне оправданно считали гулякой. Веселая и жизнелюбивая, Дарья любила нравиться мужчинам, в работе же была ленива, предпочитая ей застолья, посиделки.
Дарью, конечно, нельзя назвать черствой и бездушной, но в те моменты, когда натура ее раскрывается в полной мере, понимаешь, что в Дарьином сердце нет места ни жалости, ни состраданию. Лишь перед смертью Дарья осознала, что шла по неверному пути: “Жизню прожила и была вроде слепой, а жизнь… господи, красота-то какая!”
Строптивойи гордой казачкой выросла и самая младшая из Мелеховых – Дуняша. Ей тоже приходится пережить душевную драму. Она любит Михаила Кошевого, который, став большевиком, безжалостно убил сдавшегося в плен красным Петра Мелехова – брата Дуняши.
Но, несмотря на угрозы со стороны своей семьи, девушка остается верной чувству и выходит замуж за Кошевого.
Внимательно наблюдая за женскими судьбами в романе, понимаешь, что нет здесь ни одной абсолютно счастливой – суровое время отразилось на жизни женщин болью, страданиями, лишениями. И все же образы казачек заражают нас своим оптимизмом, жизнелюбием, терпением и великой способностью мужественного преодоления трудностей.
Женские образы в романе М. Шолохова “Тихий Дон”