Перемены приходят в нашу жизнь не сразу… Человечество по природе своей очень консервативно, а радикалы, люди “первого ряда”, чаще всего становятся Изгоями, И только спустя какое-то время, когда потребности общества дорастают до замыслов личности, люди встают на новую ступень развития, делают прогрессивный шаг вперед. Примером может служить распространение христианства и долгий путь этого учения перед тем, как заполнить души и сердца.
Боясь перемен, люди всегда старались “заглянуть за горизонт”. В прошлом популярны были
Писатели нашего века – Р. Бах, Д. Оруэлл, Е. Замятин и др. – пытаются показать перспективы духовного развития человечества, анализируя сегодняшний “человеческий Материал”, То есть нас, своих современников. Они изображают реальность, окружающую человека, и ее влияние на его внутренний мир.
Для меня серию произведений антиутопий, которыми так богата литература XX века, открыли две книги: роман Е, Замятина “Мы” и роман Д. Оруэлла “1984”. Обе книги похожи как мрачной, гнетущей обстановкой, так и проблемами, которые поднимают авторы. Это и проблема обезличивания человека тоталитарной системой, и уничтожение в человеке человеческого, и вопрос о лишении права выбора и возможности проявить свое “я”. Писатели подчеркивают, что выравнивание людей по одежде, пище, образованию противоестественно, ведь все мы разные от природы: красивые и не Очень, Талантливые и ординарные.
И чем глубже проникаешь в мысль, “как это замечательно”, тем страшнее кажутся прогнозы Е. Замятина и Д. Оруэлла!
Герои Е. Замятина – Люди-“нумера”, Но у Д. Оруэлла люди хуже, чем “нумера”, хотя у них есть собственные имена. Из чего можно сделать такой вывод?
…Последний “бастион”, Который никакое государство не может уничтожить сразу, – это потребность в любви и творчестве. Стремление к свободе, красоте, гармонии названо Е. Замятиным “процессом образования души”. У всех главных героев романа “Мы” –
1-330, Д-503, О-90 – “появляется” душа, которую символизирует нуль в имени, а вместе с нею и способность любить. И могучее Единое Государство смогло уничтожить души только путем хирургического вмешательства в мозг Д-503 и физического устранения 1-330, То есть путем насилия извне.
И О-90 – женское начало, источник жизни и света – уносит за Зеленую Стену своего еще неродившегося ребенка, ребенка от Д-503, настоящего человеческого ребенка!
У Д. Оруэлла все гораздо страшнее: герои добровольно предают друг друга, животное чувство страха побеждает человеческое чувство любви. “Под развесистым каштаном предали друг друга мы…” – простая и жуткая в своей простоте фраза из популярной песенки.
Что же получают герои Е. Замятина и Д. Оруэлла? “Счастье! Сколько угодно счастья! Бесплатно! Для всех!
И пусть никто не уйдет Обиженным!” – кричит некто из “Пикника на обочине” братьев Стругацких. У Е. Замятина все просто и понятно: жизнь регламентирована Скрижалью, за выполнением всех ее предписаний зорко следят Хранители. Все общее: юнифа раз в год, нефтяная пища, прогулка два раза в день по часу, розовый талон… и Зеленая Стена. Общий замкнутый круг.
Где выход? Где же спасение? Один из вариантов предлагает наша современница Л. Петрушевская в рассказе “Новые Робинзоны”. Единственный шанс выжить для ее героев заключается в непрерывном бегстве. Бегство от цивилизации – это и протест против навязываемых условий жизни, и попытка сохранить в себе человеческое, сохранить Дом, тепло, корни – все то, что отличает людей от животных {“Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам”.
А. С. Пушкин).
Л. Петрушевская пишет, что “природа даст им все, чтобы выжить”, а это значит, что определенная доля надежды на выживание есть… Хотя того, кто убегает, в конечном итоге можно поймать.
Мне кажется, что у людей есть будущее, именно светлое будущее, но несколько по другой причине. В предисловии к “Журналу Печорина” М. Ю. Лермонтов написал: “История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Во все времена среди людей существовали яркие личности, “ведущие”.
Об этом повесть-притча Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливинстон”. В этом произведении Р. Бах поднимает проблему поиска своего места в мире, вечного поиска ответа на вопрос “А зачем я здесь?” и показывает реальную реакцию серой массы, когда потребности общества и личности не совпадают. Но самое главное то, что Р. Бах показывает духовный рост и долгий тернистый путь, чтобы научиться летать . Путь духовного совершенствования требует постоянной напряженной работы над собой, порой “превозмогая боль”, путь познания долог и сложен, но не стоит искать легких путей, поскольку истинную ценность в жизни имеет только то, что досталось путем сломанных перьев и соли на щеках. “Невыдуманному Джонатану-Чайке, кото-
Рый живет в каждом из нас” – таков эпиграф к книге. В этой строчке Р. Бах раскрыл нам свое понимание человека: каждый человек изначально добр и гуманен, в каждом есть человеческое, надо только постараться пробудить это.
…Пройдет время, и чайки, которым, если воспользоваться цитатой из Горького, “здесь спокойно, тепло и…”, будут знать и уметь все, что с таким трудом далось Джонатану. И они сделают его своим срлагом, иконой, кумиром.
Все снова станет серо и обыденно… И тогда появится новая звезда, новый отшельник, новый герой. И все повторится сначала…
Как бы ни были мрачны прогнозы Д. Оруэлла, в произведениях Л. Петрушевской и Е. Замятина уже чувствуется надежда, а притча о Чайке пронизана светлой верой в Человека. Мне кажется, что у мира есть надежда, а у человечества есть будущее. И перемены, ожидающие нас, консерваторов, зависят только от того, что мы сможем вырастить в своих душах и передать нашим детям.
Пока есть беспокойство в умах и сердцах, пока сильно желание познать себя и мир вокруг, у нас есть шанс!
Трудно сказать, каким оно будет, это далекое и близкое, загадочное и непонятное Будущее, но оно действительно будет! И это главное.
ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ