Западноевропейская и американская литературы в течение первой половины ХХ века развивались под знаком двух мировых войн, связанного с ними кризиса культуры и моральных устоев западного общества. Предчувствие кризиса появилось уже в конце XIX века, который принято считать золотым веком литературы. О ней сигнализировали деградация буржуазного идеала, замена просветительской концепции культуры концепцией предпринимательской. На рубеже ХІХ-ХХ вв. в художественное писательство входит новый персонаж – “антигерой”, филистер, лишенный
В условиях советского тоталитаризма на протяжении многих десятилетий в литературоведении господствовал взгляд, согласно которому в мировом художественном писательстве наиболее важными и знаковыми были художники, которые разделяли социалистические убеждения или, по крайней мере, симпатизировали идеалам социализма, поддерживали коммунистическое движение. В последние годы на постсоветском пространстве превалирует диаметрально противоположная тенденция: наибольшую популярность имеют “антисоветские” писатели, авторы антисоциалистического толка.
Настоящие произведения искусства, в т. ч. и литературы, никогда не вкладывались в политико-идеологические категории. Литература обращена к человеку, в определенной степени и до вселенского бытия в его целостности. Воспринимать творчество “отцов модернизма” в зарубежной литературе – Н. Пруста, Д. Джойса или Ф. Кафки в рамках политико-идеологических категорий – значит, потерять самое существенное в ее произведениях. В таком случае стоит оперировать “вечными” категориями – Любви и Ненависти, Добра и Зла, Правды и Лжи и тому подобное.
Вместо искусства, реалистично воспроизводили действительность, в начале ХХ века появилось искусство, которое изучало и воспевало исключительно внутренний мир художника, его Я, которое становилось центром художественной вселенной.
В конце ХІХ – начале ХХ века. на Западе сформировалось новое направление в искусстве и литературе – Модернизм.
Зарубежная литература XX века