Отец был, уроженец Саксонии, приехавшего в Россию в начале XVIII в. и долгое время колесившего по провинциальным углам, пока, наконец, ему не удалось пристроиться в Астрахани.
Вскоре Ивана Ивановича отдали в обучение местному пастору. Русскому языку его учили другие, а знакомый инженерный офицер давал будущему баснописцу уроки арифметики и геометрии.
В 1755 по переезде в Петербург отец отдал его во врачебное училище, желая дать ему медицинское образование. Но перед глазами Xемницера был пример отца, получавшего гроши за лекарскую карьеру.
Тринадцати
В 1766 он получил первый офицерский чин. Xемницер участвовал в военных походах. В 1769 без сожалений оставляет армию и поступает на службу в Горное училище, всерьез занимаясь минералогией. Он перевел на русский язык книгу И. Лемана “Кобальтословие” (1778).
В начале 70-х гг. Xемницер Иван Иванович входит в дружеский державинский кружок, из членов которого он особенно сблизился с Н. А. Львовым.
В 1776-77 Хемницер и Львов совершают большое заграничное путешествие во Францию, Германию и Голландию, где знакомится с культурой и искусством этих стран, особенно увлекаясь французским театром. Любопытен путевой дневник поэта, где, наряду с впечатлениями художественными, встречаем и частые записи о технических и научных новинках. Самостоятельные образовательные занятия сделали Xемницера широко знающим человеком. В круг его чтения, судя по записям в памятной книжке, входили работы Вольтера, Руссо, Гольбаха, Линнея, Эйлера и Ломоносова. Вскоре по приезде из-за границы ему пришлось оставить службу, и начались длительные хлопоты его и друзей, увенчавшиеся относительным успехом – Xемницеру И. И. было предложено место консула в турецком городке Смирна, куда он и отправился в 1782, прибыв на место службы лишь в сентябре. Оторванный от друзей, остро чувствующий разлуку с родиной, он слабеет и вскоре умирает. По свидетельству историка-архивиста Н. И. Бантыш-Каменского, останки Xемницера И. И. были перевезены в Николаев и там погребены.
Первым произведением Xемницера, появившимся в печати, была довольно посредственная “Ода на славную победу, одержанную победоносною армиею… при городе Журже…” (1770).
Подлинное же дарование Ивана Ивановича впервые проявилось в его первых сатирах, не опубликованных при жизни поэта. Начало работы над ними, вероятно, относится к 1774-75. Сатиры Xемницера: “На худых судей”, “На худое состояние службы”, “Сатира на поклоны”, “Ода на подьячих”, “Сатира о разуме” резко и зло высмеивали нелепые бюрократические порядки, обличали лихоимство и взяточничество. Зло представлено в его сатирах в глубоко обобщенном виде. В своих замечаниях об особенностях сатирического осмеяния он высказывал интересные и верные мысли.
Тот, кто сатирою порочных осмехает,
Не называя въявь, число их умножает:
Всяк на свой счет тогда насмешку ту берет,
Кто внутренне себя виновным признает.
Важной социальной темой сатир Xемницера было обличение аристократического чванства и сословной несправедливости. Едва ли тут не сказалось особое положение самого поэта – интеллигента-разночинца XVIII в., на себе испытавшего все тяжелые стороны незнатного происхождения. Требование ценить человека по его личным качествам, а не по сословной принадлежности Xемницер последовательно проводил в своем творчестве. Он во многих одах и размышлениях воспроизводит научные споры, пишет о сложности и изменчивости мира, ставит ряд естественнонаучных проблем философского характера (“О перемене”).
Существенной частью наследия Ивана Ивановича Хемницера стали его эпиграммы. Остроумные насмешки над ходульностью и вычурностью поэзии эпигонов классицизма обращались Xемницера чаще других к Д. И. Хвостову.
Почетное место в русской литературе занимают его басни.
В 1779 вышел первый их сборник под заглавием “Басни и сказки”.
В 1782 последовало 2-е изд., существенно пополненное. После смерти Xемницера его друзья – Львов и Капнист – выпустили басни поэта-баснописца в трех частях, во многих случаях смягчая сатирические выпады и явные намеки на личности. Немалое число басен Xемницера И. И. посвящено разоблачению деспотического правления, попирающего волю и честь подданных. Излюбленный им в баснях лев, а за ним и другие хищники в основном занимаются “обдиранием кож” с подвластных. В баснях “Привилегия” , “Лев, учредивший совет” , “Дележ львиный” передается искреннее возмущение Xемницера злоупотреблениями Екатерины II и ее приспешников. Он осуждает захватническую политику Екатерины II, пролившей немало народной крови в войнах, результатом которых было присоединение к России земель, вскоре от нее отпадавших. В сочувствии простому народу проявляется демократичность позиции баснописца, которая сказалась и в ряде басен, посвященных разделению общества на богачей и бедняков, несправедливому общественному порядку, заранее обрекающему тружеников на лишения, нищету и вечные заботы о куске хлеба.
Картины беспредельного грабежа, лихоимства и произвола глубоко волновали сатирика и зачастую вызывали горькие мысли о невозможности исправления действительности в соответствии с требованиями разума. Отсюда пессимизм многих его стихов. Резко бичуя насилие над тружеником, Xемницер. в то же время с явным недоверием относится к попыткам, освободиться от подневольного положения. Всего Xемницером И. И. написано 104 басни. Значительная часть из них представляет: развитие или почти точный перевод басенных сюжетов немецкого поэта Геллерта.
Басни Xемницера обладали для своего времени рядом несомненных художественных достоинств. Их отличала строгая новеллистичность, яркая афористичность речи, приближение к просторечному разговорному языку (“в природе, в простоте он. истину искал, как видел, так ее списал”). Басни его отличались жанровым разнообразием – от басни-эпиграммы до басни-сказки. Многие выражения из басен Xемницера И. И. стали крылатыми (особенно из басни “Метафизик”).
36 раз издавались басни Xемницера до 185 5- такой популярностью не пользовался никто из писателей XVIII в.
Умер в 1784 г. в Смирне в Турции.
Хемницер Иван Иванович