Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна настолько жизненна, ее образ настолько богат смыслом, что не укладывается в схемы, взывает к внимательному прочтению текста, строгому анализу и обобщению.
Верный ключ к разгадке образа Татьяны Лариной подсказан самим автором в заключительных строфах произведения: “Прощай и ты, мой странный спутник, / И ты, мой верный идеал…”
О замысле создать в “Евгении Онегине” Необычный женский образ говорит уже выбор имени – Татьяна, которое бытовало только в простонародье. Портрет героини противопоставлен и общепринятому эталону красоты. Внешнюю привлекательность Ольги затмевает неброская, излучающая духовный свет красота Татьяны.
Возвращение в детство Татьяны, ее поражающая непохожесть на других детей также полны предзнаменования о формировании незаурядной личности. Психологическое истолкование характера Татьяны-ребенка, которая в своей родной семье оказалась чужой, приводит к мысли, что уже в детстве и отрочестве в ней идет бурный процесс самовоспитания и самопознания. Татьяна самостоятельно строит свое “я”, которое развивается очень сложно – в подражании книжным образцам, в непрестанном обобщении различного опыта, в противостоянии обыденности мелкопоместного быта.
Знаменательно, что первое признание автора в любви к Татьяне звучит после ее письма любви, свидания с Онегиным, в которых разом открылись характер, жизненная позиция, нравственные Ценности, идеал самой героини. Чем вызвано столь теплое, восхищение отношение автора? Не тем ли, что первое жизненное испытание героиня проявила характер, который во многом импонирует автору? Татьяна способна отдаться истинному чувству – “Любит не шутя”. Подкупают ее решительность, самостоятельность, открытость, активность. Не может не радовать и то, что нравоучительная “отповедь”. Онегина воспринята его с глубоким спокойствием и достоинством, без слез, без жалоб, без стенаний. Интересно, что жизненную силу, “совершенство” у старшей из сестер Лариных отличил первым Онегин. Но у Евгения явно нет той твердой веры в ее достоинства, которой уже живет автор, все более убеждающийся в верном выборе своего идеала.
Татьяна обладает теми ценными качествами, что особенно дороги автору. Она, как и автор, ищет идеал, возвышающий над прозой жизни. “Дика, печальна, молчалива” находит идеальное в опасных книгах, в которых достоинство женщины проявляется, прежде всего, в умении искренне и преданно любить. Ее первая влюбленность – это и вспыхнувшее естественное чувство, и долгожданная встреча с возлюбленным, в образе которого соединились лучшие черты литературных героев.
Нельзя упускать и то, что Татьяна, наделенная от природы “воображением мятежным”, способна не только чувствовать, но и аналитически мыслить. Провинциальной барышне удалось разгадать мотивы странного поведения петербургского аристократа, отыскать истоки озлобленного ума. Верный путь к разгадке подсказан ее собственным опытом и интеллектом. Чтение настольных книг Евгения приоткрыло ход его мыслей, причины иронии, скепсиса и хандры. Что заставило ее усомниться. Только поняв тайну москвича в Гарольдовом плаще, освободившись от не проясненных вопросов, она дает согласие ехать в Москву, на сватанье “ярмарку невест”.
Татьяна совершает поступки, казалось бы, несоответствующие идеалу. Но они не только не противоречат замыслу автора, но и радуют его возможностью познания новых качеств женской натуры. Татьяна непредсказуемо, даже для автора, выходит замуж. По признанию Пушкина, Татьяна неожиданно для всех выходит замуж за генерала. Понятна внутренняя логика ее решения. Ведь в отличие от Ленского, Татьяна не отдалена от реальной действительности, цель жизни нашей не является для нее романтической загадкой. Не отказываясь от возвышенных идей, она понимает, что ее высокие помыслы могут реализоваться только в роли жены, матери. В ситуации, когда, она выбирает не Петушкова, не Буянова, не гусара Пыхтина. Она становится женой боевого генерала, принимая на себя обязанности преданного друга и надежной спутницы жизни достойного человека.
Замужество Татьяны, внезапно вспыхнувшая любовь Онегина, твердый отказ Татьяны – самые сложные психологические ситуации в “Евгении Онегине”, предваряющие лучшие образцы психологических романов, многосторонне мотивирующих поведение героев. Сколько копий сломано в споре: кто прав, кто виноват в том, что счастье было так близко, но не состоялось!
Как автор относится к противоречивым, неординарным поступкам своего “милого идеала”? В тексте есть ответ: ведь слова “верный идеал” произнесены после всех сюжетных перипетий.
И для Пушкина, и для читателя ценно то, что героиня не идеализирована в духе классицизма или романтизма ей присуща противоречивость, столь свойственная реальным людям: любит Онегина, но должна отказаться от него; законодательница зала, но ей не чужды романтические мечты. Жизненно правдоподобно героиня не застыла в своем развитии, а меняется в соответствии с возрастом и социальным положением. Живя в реальном мире, она должна считаться с обстоятельствами и законами времени, что во многом разъясняет удивление Онегина княгиней: “Как изменилась Татьяна”, “Татьяны прежней не узнать!”.
Несмотря на трудности и противоречия, переживаемые Татьяной, в ней выработаны те особо притягательные для Пушкина качества, которые он стремился воспитать в самом себе. Это – душевное равновесие, гармония с собой. Внешние перемены не разрушили сущность и цельность натуры Татьяны. “В вихре света” она сохранила, независимость, индивидуальность и внутреннюю свободу. Осталась верной своим идеалам и самой себе. Трудно представить Татьяну, отказавшуюся от прежних идеалов: высокого смысла, высокой цели жизни. У нее есть все основания связывать их с деятельностью мужа, достойно служащего Отечеству.
Татьяна уверена в себе и ее уверенность, спокойствие, духовная красота облагораживают окружающих. (Примите во внимание: в восьмой главе нет той иронии, что присуще описанию света в первой.) Татьяна – “русская душою” – вобрала в себя лучшие духовные качества национального идеала женщины. Ее жизненной позицией стало святое чувство честности, долга, супружеская верность и ответственность за близкого человека.
Завершая “труд многолетний” и прощаясь со своим “верным идеалом”, Пушкин Уже ясно осознает, что ему удалось создать свое “лучшее произведение” и лучший женский образ. Время подтвердило реалистичность пушкинского “верного идеала”. Александру Сергеевичу посчастливилось убедиться в жизненности своего художественного вымысла. Жены декабристов, рискуя жизнью, выполняя супружеский долг, проследовали за мужьями в Сибирь. Автор “Евгения Онегина” сам проводил в ссылку одну из тех, с кого был списан “Татьяны милый идеал”.
Характеристика образа Татьяны Лариной