Петр Сергеевич Трофимов, или, как все его зовут, Петя, первый раз появляется в пьесе в “поношенном студенческом мундире и очках”. И уже с первого выхода героя на сцену в характеристике Трофимова из “Вишневого сада” становятся видными две основные черты. Первая – студенчество, ведь Петя – так называемый вечный студент, который уже несколько раз выгонялся из университета. А вторая черта – это его потрясающее умение входить некстати и попадать впросак: приезду Пети все радуются, опасаясь, однако, как бы вид его не пробудил у Раневской
С тех пор Петя и прижился в имении.
Герой-разночинец
Образ Пети Трофимова в пьесе “Вишневый сад” задумывался как образ положительного героя. Разночинец, сын аптекаря, он не связан заботами об имении или своем деле и ни к чему не привязан. В отличие от непрактичной Раневской и вечно занятого делами Лопахина Петя имеет уникальный шанс посмотреть на все события со стороны, непредвзято их оценив. По первоначальному замыслу Чехова именно Петя и воодушевленная его идеями Аня должны были указать на разрешение конфликта пьесы.
Искупление прошлого “необычайным, непрерывным трудом” и вера в светлое будущее, в котором вся Россия превратится в цветущий вишневый сад. Таково жизненное кредо Трофимова. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы позволил себе ввести в повествование настолько однозначно “правильного” персонажа.
Нет, жизнь куда сложнее любых шаблонов, и образ Трофимова в пьесе “Вишневый сад” еще раз об этом свидетельствует.
“Недотепа”: комический образ Пети Трофимова
Сложно не заметить несколько ироническое отношение к Трофимову, как со стороны автора, так и со стороны героев пьесы. “Недотепа” – так называет Петю обычно снисходительная к людям Раневская, а Лопахин насмешливо добавляет: “Страсть, какой умный!”. Другие определения, применяемые к этому герою, еще больше усугубляют картину: “смешной урод”, “чистюлька”, “облезлый барин”… Петя нескладен, некрасив, у него “негустые волосы”, вдобавок он рассеян. Такое описание резко контрастирует с тем романтическим образом, который возникает после прочтения его речей.
Но и речи эти при внимательном анализе начинают смущать своей категоричностью, морализаторством и вместе с тем – абсолютным непониманием текущей жизненной ситуации.
Обратим внимание на то, что пафосные речи Трофимова по ходу пьесы все время прерываются. То застучат топором, то заиграет на гитаре Епиходов, то окликнет заслушавшуюся Аню Варя. .. Так исподволь Чехов передает свое отношение к тому, что говорится Петей: это нежизнеспособные вещи, боящиеся проявлений обычной жизни.
Еще одна неприятная черта в Трофимове – это его способность видеть во всем “только грязь, пошлость, азиатчину”. Удивительно, но восхищение Россией, ее “необъятными полями и глубочайшими горизонтами” звучит из уст, казалось бы, ограниченного купца Лопахина. А вот Петя говорит о “нравственной нечистоте”, о клопах и только мечтает о светлом будущем, не желая видеть настоящего.
Оставляет его равнодушным и красота главного образа-символа в пьесе. Трофимов вишневый сад не любит. Более того, он не разрешает любить его и юной Ане, чья душа пока еще очень трепетно откликается на красоту. Но для Пети сад – это исключительно воплощение крепостного права, от которого стоит поскорее избавиться.
Ему и в голову не приходит, что в этом саду прошло детство Ани, что ей может быть больно потерять его – нет, Петя весь захвачен своими идеями и, как это часто случается с такого рода мечтателями, за ними не видит живых людей.
А уж чего стоит презрительное заявление Пети о том, что он “выше любви”. Эта фраза, которой он хотел показать свое превосходство, как нельзя лучше выявляет обратное – нравственную, духовную неразвитость героя. Будь он внутренне целостной, сформированной личностью – и ему бы простилась его неловкость и нескладность, как прощается неграмотность Лопахину с “широкой душой”. Но сухость Пети выдает в нем моральную несостоятельность. “Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа” – говорит ему Раневская, в силу своей чуткости сразу же Петю разгадавшая. Любопытно, что Петя, протестующий против старого уклада жизни и любых форм владения, не стесняется, тем не менее, жить у Раневской в усадьбе и отчасти за ее счет.
Он покинет имение только с его продажей, хотя и предлагает в начале пьесы Ане бросить ключи от хозяйства в колодец и уходить. Получается, что даже на собственном примере Трофимов свои идеи подтвердить пока что не готов.
“Укажу другим путь”…
Разумеется, есть в Пете и симпатичные черты. Он сам с горечью говорит о себе: “Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! И все же…
Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…”. И в этот момент через маску строителя светлого будущего проглядывает настоящий человек, желающий лучшей жизни, умеющий верить и мечтать. Заслуживает уважение и его несомненное трудолюбие: Петя работает, получает деньги за переводы и последовательно отказывается от предложенного Лопахиным одолжения: “Я свободный человек! И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху”.
Впрочем, патетичность этого высказывания несколько нарушают выкинутые Варей на сцену калоши: Трофимов потерял их и немало за них тревожился… Характеристика Пети из “Вишневого сада”, по сути вся и сосредоточена в этих калошах – здесь отчетливо проявляется все мелочность и нелепость героя.
Трофимов – персонаж скорее комический. Он сам понимает, что не создан для счастья и до него не дойдет. Зато именно ему поручена важная роль указать другим “как дойти”, и это делает его незаменимым – как в пьесе, так и в жизни.
Характеристика образа Пети Трофимова в “Вишневом саде”