Яркого представителя вражеских Оливеру сил мы встречаем уже на первых страницах романа – это надменный, самоуверенный и глуповатый Мистер Бамбл. Этот самый низкий чиновник в тогдашней английской иерархии чиновников, а ведет он себя, словно король Англии. Такое несоответствие могло бы вызвать смех, чтобы Бамбл не демонстрировал свою власть на самых беззащитных – малолетних сиротах. Именно его палка гуляла по спине и голове Оливера и других воспитанников работного дома, он своей грубостью доводит мальчика до слез.
Писатель умело наполняет
Мистер БамбЛ – типичный представитель буржуазного общества: жадный, наглый и прагматичный, он даже жену себе фактически “покупает”, сделав предложение миссис Корни не по велению сердца, а покопавшись в закромах в ее буфете, взвесив серебряные ложки и щипцы для сахара. “Я продал себя, – далее вслух размышлял мистер Бамбл. – Продался всего за каких-то шесть чайных ложечек, молочник, щипцы для сахара и еще за старые стулья и шкафы и наличными двадцать фунтов. Такая вот мне цена. И как так я продешевил, так позорно продешевил!”
Да и Миссис Бамбл в долгу не осталась: “Он продешевил! – заорала над самым его ухом пронзительным голосом миссис Бамбл. – А за тебя, сколько ни дай, так все равно продешевишь! Как я так могла прогадать! И только сам Бог знает, как я сама прогадала!” Вот “прогадала” миссис Бамбл ничуть не лучше “продешевила” мистера Бамбла, или не так?
Однако есть здесь еще одна смысловая плоскость: Диккенс показывает, что люди, которым свойственна жажда наживы, холодный расчет и бездуховность, лишены главного – искренних супружеских чувств и тепла семьи, а потому не могут быть счастливыми.
В конце концов, приходского Бидля Бамбла и злую надзирательницу работного дома миссис Корни (которая стала миссис Бамбл) “щедро вознаграждено”: за криминальные сделки с Монксом они оба были лишены права занимать общественные должности, а потому не могли больше обворовывать сирот и нищих. Потом они обнищали и попали в работный дом, где раньше сами издевались над его жителями, особенно детьми.
Диккенс создал образ бидля Бамбла настолько рельефно и метко, что после публикации романа “Приключения Оливера Твиста” его имя в Англии стало символом нехороших мелких чиновников.
Характеристика образа мистера Бамбла