Характер конфликта и особенности сценического действия в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Чацкий – представитель передовой части дворянства.

Его столкновения со средой, со своим же классом – конфликт с фамусовским обществом,

борьба за свое понимание жизни. Идеал жизни Фамусова:

…не то на серебре,

на золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал – то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Представления о жизни, идеи Чацкого противоположныидеалам Фамусова, они во многом отражают взгляды Грибоедова и идеологию декабристов. Это такие идеи, как протест Чацкого против крепостничества.

В монологе “А судьи кто?”- идеи служения отечеству: “Кто служит делу, а не лицемерам”. Идея национальной самобытности России слышна

в словах Чацкого: “Ни звука русского, ни русского лица”.

На протяжении всей комедии происходит столкновение этих противоположных сторон.

Комедия построена в традициях классицизма, соблюдается принцип единства места и

времени. Отступлением от этих традиций является отсутствие единства действия, так

как нет единой любовной интриги в сюжете комедии. Главное место занимает идейный

конфликт. Необычно построение характеров персонажей, они строятся по принципам,

выходящим за рамки традиционного амплуа. Отступлением является также отсутствие

счастливого финала – Чацкого постигает разочарование в любимой, он вынужден уехать

из Москвы, но все же он одерживает победу над фамусовским обществом.

По ходу развития событий линии идейного конфликта и любовной интриги идут

параллельно. Без любовной интриги действие не было бы полным, не был бы понятен дух

московских гостиных. Да и появление Чацкогов доме Фамусова не нашло бы объяснения, ведь он приехал к Софье, и только к ней, а не к тем знакомым, о которых он говорит с сожалением: “Опять увидеть их мне суждено судьбой”.

Завязкой действия послужил обморок Софьи, при падении Молчалина с лошади – Чацкий многое понимает:

Так можно только ощущать,

Когда лишаешься единственного друга.

Кульминация – объявление Софьей Чацкого сумасшедшим.

Софья наказывает его за остроты, за обидные слова о Молчалине. Софья так отзывается о

Чацком: “Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!”. И далее:

Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, . Угодно ль на себе примерить?

Развязка наступает в IV действии – Чацкий узнает о том, что его считают сумасшедшим и раскрывается отношение Софьи к Молчалину и Молчалина к Лизе: “И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”.

И, может быть, если бы Чацкий не стал свидетелем этой сцены, то отношения Софьи и

Молчалина остались бы прежними, Софья бы смогла простить, или Фамусов поторопился бы со свадьбой Софьи со Скалозубом. “Но теперь нельзя: наутро, благодаря сцене с

Чацким, вся Москва узнает…” .

Чацкий с жаром восклицает: “Слепец! я в ком искал награду всех тудов! Он

порывает с Софьей, со всем фамусовскимобществом, уезжает из Москвы “…искать по

свету, “где оскорбленному есть чувству уголок!”.

Но Чацкий не побежден, он “сломленколичеством старой силы, нанеся ей в свою

очередь смертельный удар количеством силы свежей”. Очень важную роль в комедии

играют монологи: при помощи драматических монологов раскрывается характер героя;

эпические монологи повествуют о действиях, не показанных зрителю, но связанных с

происходящим на сцене; лирические монологи отражают точку зрения автора. Для монологов “Горя от ума” характерны диалогические формы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

Характер конфликта и особенности сценического действия в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”