РАЗДЕЛ 2
РОЛЬ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ
Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы
Говоря о необходимости вводить в практику преподавания различные виды сочинения, хочется обратить внимание на жанры, которые в практике преподавания используются редко.
Это жанры, имеющие игровую природу. Обращение к ним желательно потому, что игра сопровождает человечество на всех этапах его развития, переплетаясь с различными видами деятельности, но теснее всего она связана
При этом отмечается, что уже на этапе возникновения в недрах одного вида деятельности зарождается и другой: “Искусство первоначально появляется в виде коллективных действ на базе игрового поведения как первые проблески коллективного художественного творчества”.
По мере развития человеческой культуры игра и искусство стали самостоятельными видами деятельности, но общность генетической основы проявляется в том, что искусство сохраняет игровую природу. Речь здесь идет об условности, которая является коренной особенностью и искусства, и игры. В игре условность обнажена и выступает прежде всего в виде правил (формулируемых или подразумеваемых). Без них игровые действия просто невозможны. Но условность присутствует в игре и в иной, более скрытой и более сложной форме – как переход играющего с непременной помощью воображения в новую, не бытовую роль.
Важнейшей особенностью игры является активность ребенка по отношению к тому материалу, с которым он имеет дело. Познавая предметный мир, наблюдая за отношениями между людьми, ребенок все познанное должен сделать в игре своим, личностным. Ему обязательно необходимо действовать, а не наблюдать за действиями другого. Заметим, что без подобной активности, хотя и в иной форме, невозможно и постижение произведений искусства.
Общность функций игры и искусства проявляется в глубоком сходстве поведения – “игровом” в игре и “художественном” при восприятии и создании произведений искусства, которое рождает двуплановость поведения: “Игра подразумевает одновременную реализацию (а не последовательную смену во времени) практического и условного поведения. Играющий должен одновременно и помнить, что он участвует в условной (не подлинной) ситуации (ребенок помнит, что перед ним игрушечный тигр, и не боится), и не помнить этого (ребенок считает игрушечного тигра живым). Живого тигра ребенок только боится, чучела тигра ребенок только не боится; полосатого халата, накинутого на стул и изображающего в игре тигра, он побаивается, т. е. боится и не боится одновременно”.
Именно здесь отчетливо проявляется связь игры и искусства: “Важным свойством художественного поведения является то, что практикующий его реализует одновременно два поведения: он переживает все эмоции, какие вызвала бы аналогичная практическая ситуация, и в то же время сознает, что связанных с этой ситуацией действий (например, оказания помощи герою) не следует совершать. Художественное поведение подразумевает синтез практического и условного”.
Отсюда понятно, какое огромное значение имеет детская игра в плане и общего развития, и специального – “художественного”: овладевая в игре этой двуплановостью поведения, ребенок готовится к полноценному восприятию искусства в будущем.
Взаимодействие игры и искусства имеет громадное значение для этапа становления человеческой личности. В первую очередь из игры у человека развивается способность к художественной деятельности. Это происходит потому, что в детской ролевой игре формируется специфическая особенность, которую М. Е. Марков назвал “психологическим механизмом восприятия искусства”, – способность к перенесению. Поэтому непосредственная художественная деятельность детей, восприятие ими произведений искусства, в частности чтение, “протекает по тем же психологическим каналам, что и в игре”.
Поэтому понятно, что идея использования игры как важнейшего дидактического средства издавна привлекала методистов разных поколений. В методике преподавания литературы накоплен определенный опыт применения игр для развития творческих способностей учеников. Игровую методику преподавания использовала М. А. Рыбникова в 20-30-е годы XX века. Особо хотелось бы выделить начавшееся с конца 60-х годов XX века активное освоение и разработку приемов, развивающих воображение учащихся, описанные в работах Т. В. Чирковской, З. Я. Рез, Н. А. Станчек, В. Г. Маранцмана, М. Г. Качурина и др. Интерес к этим приемам не утратился с годами. Среди современных УМК по литературе можно найти такие, в которых эти приемы активно используются. Например, программа авторского коллектива под руководством И. Н. Сухих.
Приведем примеры игровых заданий для 5-6 классов, демонстрирующие систему их использования составителями названной программы.
– Из тематического плана 5 класса
Раздел 3. Человек и животные в литературных произведениях
Инсценирование литературной сказки о животных.
Составление киносценария по эпизоду рассказа А. И. Куприна или повести Дж. Лондона.
М. Ю. Лермонтов. “Три пальмы”, “Листок”. Устное словесное рисование пейзажа.
Тема 4. Дороги к счастью
Театральная постановка пьесы-сказки. Проект литературного музея или музея сказочного героя.
Х. К. Андерсен. “Снежная королева”.
Творческие пересказы от лица персонажей (по одной из глав).
Л. Кэрролл. “Алиса в Стране чудес”.
Словесные игры по аналогии с играми Кэрролла. Сочинение забавных историй с использованием языковых средств создания комического.
Ю. К. Олеша. “Три толстяка”.
Выразительное чтение по ролям. Иллюстрирование эпизодов, составление киносценария по эпизоду.
Л. Н. Толстой. “Кавказский пленник”.
Выразительное чтение и иллюстрирование эпизодов. Устное словесное рисование. Составление киносценария по эпизоду. 1
Раздел 4. Сказка как жанр фольклора (6 часов)
Составление киносценария анимационного (мультипликационного) фильма по сказке. Инсценирование сказок.
Устный отзыв об анимационном или художественном фильме по народной сказке. Устный отзыв об иллюстрациях к сказке. Конкурс исполнителей фольклорных произведений.
– Из тематического плана 6 класса
Тема 1. Герой в мифах
Создание альманаха “Подарки древних греков европейской культуре”. Разработка сценария компьютерной игры или виртуальной экскурсии “Путешествие в Древнюю Грецию”.
Создание сценария анимационного фильма по одному из мифов о Геракле. Описание памятника Орфею.
Тема 2. Герой и человек в фольклоре
Создание проекта анимационного фильма по сюжету русской былины, сценария компьютерной игры по мотивам былин и диафильма по тексту баллады “Авдотья Рязаночка”.
Тема 3. Герой и человек в литературе
Разработка проекта музея “Герои басен И. А. Крылова”.
А. С. Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”. Составление киносценария по одному из эпизодов.
Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права
Разработка проекта виртуального музея, виртуального альбома или устного журнала о русских мастерах и ремеслах.
Графическое и вербальное иллюстрирование прочитанных произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова.
Н. С. Лесков. “Левша”.
Описание воображаемого памятника Левше. Сочинение “История, рассказанная бабушкой (дедушкой и др.)” с сохранением особенностей речи рассказчика. И т. д.
Такая методика обучения, несомненно, ориентирована на активную творческую деятельность учеников и должна дать плодотворные результаты. Если работа над различными жанрами сочинений будет начинаться в средних классах, то к старшим классам учитель добьется настоящих творческих успехов учеников.
Хочется подчеркнуть, что устное словесное рисование, творческий пересказ, составление киносценария, приемы, развивающие “театральное воображение” при изучении драмы, – это приемы, родственные игре, потому что в них присутствуют такие моменты, как игровая роль и скрытое во всякой игре правило действия. Во многом на основе этих приемов в практике преподавания стали появляться сочинения, чаще всего называемые нетрадиционными. Варианты творческой интерпретации текста на основе названных приемов весьма обширны: описание памятника литературному герою, драматизация эпического текста, реконструкция сцен, отсутствующих в произведении, рассказ о герое литературного произведения от лица другого литературного героя, сочинение в жанре дневниковых записей, письма литературного героя, письма очевидца событий, заочная (или виртуальная) экскурсия в места, где происходят события произведения, и т. д.
Хотя эти приемы не обязательно должны вычленяться как отдельный жанр, они могут входить в сочинение, написанное в традиционном жанре, ученик может использовать их как один из приемов анализа, что обычно придает работе свежесть и своеобразие.
Учитывая опыт игровой деятельности и приобретенный в ней механизм перенесения, при обучении написанию сочинений учитель может использовать темы, в которых творческая интерпретация произведения задана формулировкой и предполагает игровой подход к материалу: “Заочная экскурсия в город…”, “Герой произведения глазами другого героя”, “Как я представляю на театральных подмостках такую-то сцену пьесы…” и т. д.
Но если вся система преподавания ориентирована на пробуждение творческого начала в учениках, а в анализе произведения учитель использует разнообразные приемы, в том числе и игровые, то формулировка темы может носить традиционный характер, а ученик для ее раскрытия выбирает нетрадиционную форму изложения.
Рассмотрим сначала сочинения, в которых игровая подача материала определена темой, а затем обратимся к сочинениям другой группы.
Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы