ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНА
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
С. А. Есенин
Сергей Есенин горячо любил свою родину, свой народ, испытывал теплые чувства к простым русским людям. “Моя лирика жива одной большой любовью, – говорил он, – любовью к родине”. И эта любовь к родному краю с бесконечной красочностью и выразительностью проявляется в его пейзажной лирике.
Природа и родина для поэта неразделимы. Читая его стихотворения,
Особенно яркими и светлыми образы природы выступают в ранних стихотворениях Есенина. Автор растворяется в красоте окружающего мира, в “царстве вечернем” весны, в “голубом сиянье дня”, в “зелени пряной” травы, в “алом свете зари”. Невероятным богатством красок наполнены его пейзажи:
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Читая эти строки, мы оказываемся в сказочном мире природы, наблюдаем зарождение нового дня, видим, как темное ночное небо озаряется красно-золотым пламенем зари. И в этот момент переживаем те же чувства, которые испытывал автор стихотворения. Поэт внимательно, с любовью вглядывался в картины весеннего обновления природы, с замиранием сердца ожидал восхода солнца, восхищался красками заката. Радостью наполняли его душу девственные леса, поля и луга, красующиеся пестротой цветов и зеленью трав.
Природа в стихотворениях С. Есенина является отражением душевных переживаний самого поэта – только в ней он может найти вдохновение, только она помогает ему лучше понять самого себя, собственные чувства. И вместе с автором мы тоже смеемся и плачем, грустим и радуемся. Природа у Есенина – живое существо, живущее собственной жизнью, способное переживать. И потому еще более яркими и выразительными становятся движения души поэта:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Автор рисует окружающий мир одушевленным, наполненным разнообразными звуками и постоянным движением. Солома “нежно охает”, “свисая с губ кивающих коров”, а “на ветке облака, как слива, златится спелая звезда”; “рдяный мак заката” плещет на “озерное стекло”, а луна “золотою лягушкой” “распласталась на тихой воде”. Удивительные сравнения и метафоры находит поэт для того, чтобы создать яркие, живые, волнующие душу образы природы: зарю он сравнивает с котенком, который “моет лапкой рот”, а закат плывет по пруду “лебедем красным”.
Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить “на этом свете все, что душу облекает в плоть”. Воспевая красоту родного края, его безбрежных далей, заливных лугов, лесных просторов, поэт видел и красоту крестьянского труда, и поэзию деревенской жизни. Поэтому все эти картины часто сливаются в его поэзии в одно целое:
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Есенин ощущает самого себя частицей природы, неотъемлемой частью окружающего мира. Возможно, именно поэтому настолько выразительны найденные им краски, звуки и образы, такой гармонией и жизненной силой наполнена его пейзажная лирика. М. Горький, передавая свои впечатления от стихотворений поэта, говорил: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком”.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНА