Еще сравнительно недавно было распространено мнение, что знаменитая пьеса Островского интересна для нас всего лишь тем, что является иллюстрацией к определенному этапу исторического развития России, что в ней дана “подробная характеристика материально-правового положения, как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпохи”. Вот в этом случае “Грозу”, конечно, и читать не хочется, а изучать – тем более. Но как же бывают сильны традиции! Несколько лет тому назад было проведено анкетирование среди десятиклассников.
Вот отрывки из полученных нами ответов на анкету: “Личность Катерины бедна и бесцветна. Какая же она героиня? Да если мы все в век НТР и стрессовых ситуаций начнем бросаться в воду, то человечество себя изживет…”; “…Мы стали сильнее и переживаем такие потрясения каждый день, привыкли уже ко всему.
То, что для Катерины трагедия, для нас всего лишь мелочь жизни”.
А теперь, наш уважаемый читатель, попробуйте честно ответить сами себе: а для вас то, о чем написал Островский, тоже “мелочь жизни”? Не ощущаете ли вы в приведенных выше высказываниях душевную черствость, просто жестокость? Ни капли сочувствия, жалости, милосердия наконец.
А ведь одна из главных мыслей, главных идей “Грозы” – это идея милосердия…
Но был еще один ответ на анкету, который обязательно необходимо процитировать: “В Катерине, на мой взгляд, пробудилось самосознание, она в себе открыла личность. Представляете? Топчут индивидуальность, а она бунтует против этого.
Образ ее важен и для нашего времени, когда, несмотря на все условия, далеко не всегда проявляется элементарное уважение к себе”.
Да, каждое поколение всегда имеет возможность открывать в великих произведениях искусства что-то свое, обнаруживать в них те проблемы, которые оказываются удивительно актуальными сегодня. Речь идет не о модернизации, не о примитивных попытках представить Катерину Кабанову нашей современницей. Нет, Катерина осталась там, в своем времени, в своей эпохе.
Но и оттуда она нам, сегодняшним, что-то говорит, советует, от чего-то остерегает, заставляет вновь и вновь задуматься над вечными проблемами любви и долга, ответственности человека за себя и за других, над трагическим конфликтом между стремлением человека к наиболее полной реализации своей личности и необходимостью соотносить это естественное стремление с жестокой нормальностью традиционного сознания. О многом говорит нам “Гроза”.
Восприятие “Грозы” А. Н. Островского