Почему, на ваш взгляд, “Слово о полку Игореве” ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте.
О жанре “Слова о полку Игореве” в литературоведении нет единого мнения.
Действительно, некоторые, но немногочисленные, исследователи относят это произведение к жанру воинской повести, например авторы словаря-справочника “Литература и культура Древней Руси”, изданного под редакцией В. В. Кускова. Основанием служит их определение воинской повести как жанра древнерусской литературы светского исторического
Красочному, лаконичному описанию сражений служат устойчивые словесные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: сечь зла и ужасна, стрелы летяху, аки дождь, оступиша полки, аки борове, за руки емлющеся, сечахуся, кровь по удолеям течаще и т. п.”. Все это есть в “Слове о полку Игореве”, используется и военная терминология того времени. Однако это жанровое определение скорее относится к “Повести о походе на половцев
Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 г.”, помещенной в Ипатьевской летописи. Поэтика же “Слова о полку Игореве” не позволяет ограничить его рамками жанра воинской повести. Приведем суждения крупнейших исследователей литературы русского Средневековья о жанре “Слова…”, которые свидетельствуют о поэтическом богатстве и огромной художественной ценности этого произведения древнерусской литературы. И. П. Еремин: “Слово…” принадлежит к жанру торжественного красноречия”. Д. С. Лихачев: “Слово…” из письменных жанров ближе всего к жанру торжественного ораторского красноречия, а из фольклорных – к плачам и словам”.
Н. И. Прокофьев определил род “Слова…” как лироэпическую песнь, учитывая сложность в определении его рода, связь с народно-поэтической традицией, а также контекст западноевропейской средневековой литературы.
Каким вам представляется автор “Слова о полку Игореве”? Подтвердите свое впечатление текстом.
Проблема авторства “Слова о полку Игореве” в науке не решена. Найти каких-либо конкретных лиц, причастных к созданию памятника, оказалось невозможным в силу недостаточной доказательности версий. И одной из причин того является такое свойство древнерусской литературы, как анонимность произведений, стремление скрыть авторство.
Лишь только очень известные люди, как Владимир Мономах, Кирилл Туровский, митрополит Илларион и некоторые другие государственные и церковные деятели, стали известны и своими литературными трудами. По мнению исследователей, автором мог быть и дружинник, и приближенный Игоря Святославича, и приближенный киевского князя Святослава. Несомненно, он был книжно образованным человеком.
Из текста произведения мы можем судить прежде всего о политических убеждениях автора. Он имеет независимую позицию и является сторонником сильной государственной власти, единения под эгидой великого князя киевского. Хотя в реальности Святослав был слабым правителем, автор наделяет его чертами идеального государя, грозного, мудрого и влиятельного.
Святослав грозный великий киевский грозою; прибил своими сильными полками И булатными мечами, наступил на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка от Лукоморья, из железных великих полков половецких, Как вихрь, исторг: и пал Кобяк в граде Киеве, В гриднице Святославовой. Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы Поют славу Святославу, Корят князя Игоря…
Узнав о поражении Игоря и его дружины, Святослав “изронил” свое знаменитое “золотое слово, со слезами смешанное” с горькими упреками в адрес князей, нарушивших единство и вступивших в борьбу с половцами ради собственной славы.
На протяжении всего произведения автор обращается к князьям с призывом к сплочению и коллективному отпору половцам, выступить единым войском, постоять:
за обиду сего времени, За землю Русскую, За раны Игоревы, Буйного Святославича!
Сочувствует, как уже было сказано, он и князю Игорю, его брату Всеволоду, сыну Владимиру, видит в них храбрых воинов, патриотов. Патриотический настрой его проявляется в выборе художественных средств для описания земли Русской, дружины князя, в передаче героизма русских храбрых воинов, в картине горя всей Руси, испытываемого после поражения Игоря. Отрицательными эпитетами типа “поганые” наделяет он половцев.
Автор “Слова…” прекрасно владел многими жанрами литературы Руси того времени: и летописанием, и повестью, и лироэпической песнью, и торжественным красноречием, и поучением, элементы которых чувствуются в произведении. Хотя никто не признает в создателе этого величайшего памятника человека из народа, он хорошо знает народно-поэтическое творчество, и интересы русского труженика ему очень близки.
Что явилось главным для автора – повествование о походе Игоря или лирический отклик на него? Какое начало – эпическое или лирическое – преобладает в “Слове…”? Определите и докажите, к какому литературному роду относится произведение.
Само повествование о походе Игоря включено в летописи. Главная задача автора – создать художественное произведение, наряду с событийной стороной довести до читателя свое эмоциональное отношение к происходящему. В нем много лирических отступлений, например “золотое слово” Святослава, плач Ярославны, постоянные авторские монологи, полные горечи и сочувствия к Русской земле и храброму воину князю Игорю и его дружине, скорби о княжеских распрях.
Посему целесообразно отнести “Слово о полку Игореве” к лироэпическому роду литературы.
Какое значение имеет образ певца-поэта Бояна? Прочитав вступительные слова Д. С. Лихачева, сделайте вывод, чем отличается авторское повествование от повествования Бояна.
Мастерство древнего певца Бояна высоко оценивается автором “Слова о полку Игореве”: он использует совершенные художественные приемы, особенно сравнения, для восхваления певца и его произведений. Боян -“вещий”, “соловей старого времени”, слагал сам свои песни и пел, сопровождая игрой на струнном инструменте. Он был любимцем князя Олега Святославича.
Его струны сами рокотали славу князьям – мудрому Ярославу, храброму Мстиславу, Роману Святославичу. При всем почитании Бояна автор “Слова о полку Игореве” считает для себя невозможным слагать повесть “старыми словесами”, а предпочитает сочинять “по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна”, т. е. писать о современных ему событиях. Д. С. Лихачев подчеркивает огромное идейное значение образа Бояна в “Слове…”. Он нужен, чтобы подчеркнуть следование автора за действительными событиями “сего времени”, что “Слово…” правдиво, “что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей. Автор “Слова…” не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно он относится к Бояну, но его произведение – не “слава”, не “хвала князьям”, и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна”.
Оговорив таким образом через образ Бояна некоторые художественные принципы изображения современных событий, автор считает, что он вправе не только изображать их, но и критиковать князей за расколы и (междоусобицы, отсутствие единения, это он и делает на страницах своего замечательного лироэпического произведения.
Составьте план ответа на тему: “Образы князей в “Слове о полку Игореве”.
План
Князья прошлого в “Слове о полку Игореве” , Всеслав Полоцкий, Ростислав Всеволодович). Смысл обращения к этим образам. Князь Игорь – главный герой “Слова…”: князь Игорь как воин; патриотические убеждения Игоря; отношение князя Игоря к другим князьям; князь Игорь как семьянин; способность князя Игоря анализировать собственные ошибки и извлекать уроки; отношение к князю Игорю других князей, сил природы; использование эпитетов, метафор, сравнений других художественных приемов в изображении князя Игоря.
Образ князя Святослава, авторское отношение к нему, роль в произведении. “Буй тур” Всеволод и Владимир Игоревич; их боевые и человеческие качества. Отношение автора к ним. Воплощение идеи независимости Русского государства и необходимости объединения через изображение русских князей. Найдите в тексте характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев различным животным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопоставлений?
Ответ обоснуйте.
Ярославна сопоставляется с кукушкой, которая “безвестно рано кукует”. Она готова полететь кукушкой, чтобы омочить шелковый рукав в Каяле-реке и утереть любимому мужу кровавые раны. Уподобление Ярославны кукушке символизирует ее горестное настроение, и вместе с тем сравнение с птицей придает ее образу поэтичность, говорит о готовности быстро прилететь на помощь, самозабвенность. Не случайно заступничество Ярославны перед силами природы за мужа становится символической причиной завершения событий. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать.
Необыкновенная храбрость и воинская отвага младшего брата Игоря князя Всеволода выражены в сопоставлении его с туром -“яр тур”, “буй тур”. В его образе воплощены лучшие черты русских князей-воинов, в любых обстоятельствах до последнего мига сражающихся с врагами. В его мужестве и храбрости автор видел залог будущих побед над кочевниками.
Сам князь Игорь сравнивается с горностаем, с белым гоголем во время своего побега из плена. Его тяга к свободе заставляет автора сравнить своего героя с соколом, сильной и красивой птицей. Боян сравнивается с серым волком. С волками сопоставляются хан Кончак, дружина – с соколами и стаями галок, Всеслав – с лютым зверем, половцы – с барсовым гнездом.
Эти сравнения подчеркивают значимость природных сил, птиц и животных, в мировосприятии древнерусского человека.
Приведите примеры поэтических приемов и образных средств, присущих устному народному творчеству.
Вот примеры типично народных эпитетов: чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море, каленые стрелы, борзые кони, черный ворон, красные девы. Метафорические образы: битва – пир и битва – посев, жатва. Сравнение поля битвы с пашней имеет и противопоставительную направленность: в народной поэзии войне противопоставлен мирный труд, разрушение – созиданию, смерть – жизни. Повторы: ни мыслию смыслите, ни думаю думати.
Характерное олицетворение фольклорного происхождения: ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось. В обширных пространствах Руси могущество героев “Слова о полку Игореве” изображается с помощью приема гиперболы. Так, Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам Киевским, галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, загородив путь королю, а Дунаю ворота.
Какую роль играют образы природы в “Слове о полку Игореве”? Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение Ярославны к солнцу.
Связаны ли эти два эпизода? Приведите еще примеры.
Силы природы участвуют в судьбах людей. Так, солнечное затмение как бы предсказывает грядущую катастрофу и предостерегает от заведомо неудачного похода. Ярославна упрекает солнце, что оно в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов, жаждой им луки скрутило, истомой им колчаны замкнуло.
Так что в какой-то мере эти эпизоды связаны друг с другом.
Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки – все это бескрайние просторы родины, восприятие которых усиливает патриотическое звучание произведения.
По определению литературоведа А. С. Орлова, героем “Слова о полку Игореве” является не какой-нибудь из князей, а вся Русская земля. Как вы понимаете эту мысль? Какая единая мысль и настроенность пронизывает все произведение?
Какую очень важную для своего времени идею выразил автор “Слова о полку Игореве”?
Изображение, как было уже сказано, бескрайних просторов родины, героических дружин, картины скорби русских людей, особенно женщин, в период неудачного похода Игоря, печаль о страданиях русичей ставят в центр произведения всю страну, ее многогранный образ. Русь воспринимается как единое огромное целое. В этом еще одна важная причина, почему нельзя ограничивать жанр “Слова…” только воинской повестью. Это, скорее всего, лироэпическая песнь.
Патриотическая мысль, мысль о необходимости единения всех княжеств Русской земли во имя ее независимости и процветания является главной идеей “Слова о полку Игореве”. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора.
Вопросы и ответы к “Слову о полку Игореве”