1. Какие черты позволяют рассматривать роман “Война и мир” Л. Н. Толстого как эпопею?
В романе “Война и мир” Л. Н. Толстого традиционные признаки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события – Отечественной войны 1812 года; широта охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность действующих лиц ; множество сюжетных линий; осмысление народа как главной силы истории; повествование ведется в эпическом плане – действие романа развивается широко и свободно; через историю жизни трех семейств
2. Какой смысл заложен в названии романа “Война и мир” Л. Н. Толстого?
Название романа включает не только антитезу: мир как состояние, противоположное войне, но обозначает войну и общество в отношении к ней.
3. Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова?
При всей несхожести натур и Болконский, и Безухов стремятся к общей цели: понять смысл и открыть движущий источник жизни отдельного человека и человечества в целом и найти свое место в истории.
4. Что понял Болконский на поле Аустерлица?
До Аустерлица Болконский, кумиром которого был Наполеон, мечтал о своем Тулоне. Но после ранения, лежа под высоким небом Аустерлица, Андрей понимает мелочность своих честолюбивых мечтаний. Он понял неуничтожимость вечного потока жизни, символизируемую вечным для всех людей небом.
5. Каковы этапы духовного пути Болконского?
Вначале князь Андрей стремится к личной славе, подобно его кумиру Наполеону. После Аустерлица он испытывает тяжелый душевный кризис, разочаровавшись в личных действиях, не способных изменить ход истории. Он уединяется в своих имениях, но затем любовь к Наташе возрождает его.
Он постепенно приходит к мысли, что мало жить только для себя. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует односторонность своих размышлений. Ему не хватает понимания души другого человека.
Только страдания помогают обрести это понимание и ощущение полноты жизни.
6. Какой духовный путь проходит Пьер Безухов?
Пьер Безухов в начале романа “Война и мир” – честный, но наивный молодой человек, который отдается порокам светской жизни. Но скоро он начинает понимать ханжескую мораль общества, противную ему. Поиски нравственного усовершенствования приводят его к масонам. В этот период он решает посвятить себя благоустройству жизни крестьян.
В период разочарования в масонстве Пьер все время стремится найти причины зла. Он ищет в людях “внутреннего человека” – живую душу. Большое значение в духовных исканиях Безухова имела Бородинская битва. Именно здесь Пьер понимает, что историю творит народ.
Встреча с Платоном Каратаевым приводит его к внутренней гармонии, к пониманию, что “человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей”. Близость к народу заставляет анализировать жизнь, видеть истоки ее несправедливости, а это в эпилоге приводит его в тайное общество декабристов.
7. Что Л. Н. Толстой считает главной мыслью романа “Война и мир”?
Главная мысль романа “Война и мир” -“мысль народная”. Она пронизывает все образы романа, которые проверяются народной нравственностью, она лежит в основе философии личности и истории.
8. Как в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого решается вопрос о роли личности в истории?
Согласно Л. Н. Толстому, история творится не отдельными, даже сверхгениальными личностями, а волей народа. Из множества отдельных воль складывается дух нации, от которого и зависит исход исторических событий. Это доказала Отечественная война 1812 года, когда перед иноземной угрозой вся нация объединилась и обрела “общую жизнь”.
9. Какие народные типы рисует Л. Н. Толстой в романе “Война и мир”?
Л. Н. Толстой показывает разных представителей народа. Но он отмечает два полярных типа национального характера. Один – способные на бунт, другой – непротивленцы.
Между ними – созидатель, мастер на все руки Тихон Щербатый, отважная старостиха Василиса, староста Дрон.
10. Какие взгляды Л. Н. Толстого воплотились в образе Платона Каратаева?
В образе Платона Каратаева Л. Н. Толстой воплотил мораль идеализируемого им патриархального крестьянства и теорию “непротивления злу насилием”. Каратаев оставляет впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. В его облике постоянно подчеркивается округлость как признак завершенности. Он убежден, что все происходит по велению Божьему, потому ничему не надо сопротивляться, надо принимать мир таким, каков он есть.
Основное в поведении Платона Каратаева – пассивность и созерцательность. Хотя Л. Н. Толстой подавал образ Каратаева как положительный пример, но он же показывает, что солдаты не восхищаются Каратаевым, относятся к нему даже снисходительно. Не пассивные Каратаевы выиграли войну с французами.
Каратаев – толстовский идеал полного растворения в общей жизни, тип “роевого человека”.
11. Что Л. Н. Толстой называет “скрытой теплотой патриотизма”?
В Отечественной войне 1812 года проявилась духовная сила и стойкость народа, его истинный патриотизм, который не нуждался ни в пышных словах, ни в красивых жестах. Все как один человек понимали, что “под французом нельзя было”, все направляли свои действия против врага – это и было тем источником победы, который Л. Н. Толстой назвал “скрытой теплотой патриотизма”.
12. Каково значение противопоставления Наполеона и Кутузова?
Л. Н. Толстой признавал роль личности в истории, но считал, что она только тогда определяет историческое движение, когда ее воля совпадает с волей ее народа. Именно эта философия отразилась в антитезе Наполеон – Кутузов. По Толстому, нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды. Наполеон же эгоистичен, честолюбив, для него люди ничего не значат – это только фигурки в разыгрываемых им партиях.
Солдаты его интересуют только как средство достижения личной славы. В отличие от него, Кутузов не думает о собственной славе. Он умеет уловить общее направление народного духа и направить его на победу. Кутузов живет по нравственным критериям народа. Именно благодаря соединению воли народа и искусства Кутузова Наполеон впервые ощутил приближение разгрома.
Русские войска сначала одержали нравственную победу, а затем и историческую военную.
13. Каково значение понятий “внутренний человек” и “внешний человек”?
Понятия “внутренний человек” и “внешний человек” рождаются в сознании Пьера Безухова в период разочарования его в масонстве. “Внутренний человек” – это “душа в жизни”, народное чувство, естественность. “Внешний человек” -“лишнее”, прах и мертвенность души, искусственность. Воплощение “внутреннего человека” – Кутузов, “внешнего” – Наполеон.
14. Каков толстовский идеал женщины?
Идеал толстовской женщины вырисовывается из эпилога романа “Война и мир”. Интересы Наташи сосредоточены только на доме, детях, муже. Л. Н. Толстой – противник женской эмансипации.
Его идеал женщины близок патриархальным представлениям.
Вопросы и ответы к роману Л. Н. Толстого “Война и мир”