Духовные искания толстовских героев (по роману Л. Толстого “Война и мир”)

Толстой учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество…

Анатоль Франс

План

I. Л. Н. Толстой – писатель эпохи “великих романов”.

II. “Война и мир”.

1. Андрей Болконский.

2. Пьер Безухов.

3. Женские образы романа.

III. Поиск смысла жизни.

Вторую половину XIX века называют эпохой “великих романов” в русской литературе. Для писателей России литературное творчество было не

столько отображением действительности, сколько служением истине, желанием показать человечеству путь духовного спасения. Вспомним хотя бы роман Достоевского “Преступление и наказание”.

Не стало исключением и творчество Л. Н. Толстого, которое все же не дает однозначных ответов на вопросы времени, но заставляет читателя задуматься.

В каком бы веке мы ни жили, роман Толстого “Война и мир” поражает своей современностью, помогает в становлении характера, убеждений, морально закаляет человека.

Центральные герои романа “Война и мир” – Андрей Болконский и Пьер Безухов – дворяне. Они выгодно отличаются интеллектуально и духовно от своего окружения, что обнаруживается на первых страницах романа. Эпизод в салоне Анны Павловны Шерер раскрывает презрительное отношение собравшихся к Пьеру как к незаконнорожденному сыну графа и к Андрею Болконскому – за восторженное отношение к Наполеону – врагу царя. Противопоставив в самом начале романа своих любимых героев великосветскому обществу, для которого царь и истина – одно и то же, Толстой затем рисует трудный, даже трагический путь Андрея Болконского и Пьера Безухова к истинному пониманию смысла жизни. В каком-то смысле и Андрей Болконский, и Пьер Безухов – лишние люди для высшего света. Они представляют лучшую, только зарождающуюся часть дворянского общества, которое впоследствии выйдет на Сенатскую площадь отстаивать демократические свободы представителей всех слоев российского общества.

Андрей Болконский, уезжая на фронт, хочет посвятить себя служению отечеству, проявить храбрость, жаждет славы; он хочет походить на своего кумира – Наполеона. В критический момент боя князь Андрей сумел поднять батальон за собой: “Вот оно!” – думал князь Андрей, бросаясь в атаку под пулями врага. Однако проходит совсем немного времени, когда он разочаровывается и в кумире, и в своих идеалах: ему, раненому, лежащему на поле боя, “так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял…”.

Потом будут попытки сотрудничества со Сперанским в военной реформе, опять фронт… Однако внутренний покой и умиротворение приходят к волевому герою Толстого лишь в общении с природой, с другом, с любимой: вспомним “весеннее чувство радости и обновления” рядом с дубом после встречи с Наташей в Отрадном, разговор с Пьером на переправе.

Духовные искания присущи и Пьеру Безухову. Вначале он ищет единения с высшим обществом, не замечая презрения в свой адрес, и находит близкого по духу друга – Андрея. Пьер радуется счастью друга, разделяет с ним и горе. Особенно сильно влияют на мировоззрение Пьера события периода военных действий. Под влиянием этих событий, происходивших в занятой французами Москве, Пьер потерял веру в жизнь, в добро и справедливость. “Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения”. Встреча с Платоном Каратаевым помогла Пьеру восстановить душевное равновесие. Быть полезным народу, испытывать счастье взаимной любви, заботиться о близких – вот истина, к которой приводит Пьера долгий путь его духовных поисков. Знаменательна картина звездного неба, воспринятая Пьером: “Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой”.

Межа между добром и злом пролегла и в духовном мире героинь романа: образы сестер Ростовых точно раскрывают женскую сущность иногда диаметрально противоположных характеров, воспитанных в одной семье. Вспомним Наташу, которая умеет радоваться чужим удачам, жертвует семейным добром ради спасения раненых, когда размещает раненых на подводах во время отступления из Москвы.

Наташа ищет, ошибается, влюбляется, сомневается, как и любая девушка. Она прекрасна в своей непосредственности!

Толстой видит красоту своей любимицы и в погрузневшем теле матери семейства. Поиски смысла жизни, по Толстому, у женщины должны остановиться на семье.

А такова ли сестра Наташи, Вера? Недаром Толстой “выдает” ее за Берга – такого же “сухаря”, карьериста, который готов идти по трупам для достижения карьерного роста. “Берг” – с немецкого, “скалистый остров”. Вот и Вера, и ее муж – холодные, неплодородные “берега” – попросту эгоисты, живущие только для себя.

У Толстого в романе “Война и мир” более 500 героев, 50 сюжетных линий, – и все они учат нас как на позитивном, так и на негативном примере находить достойную мечту и смысл жизни. Так давайте же не потеряемся среди быта, найдем среди обыденного – высокое и будем жить духовно!



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Духовные искания толстовских героев (по роману Л. Толстого “Война и мир”)