Уже в лицее Пушкин создает свое первое вольнолюбивое стихотворение “К Лицинию” (1815. В этом стихотворении Пушкин под видом подражания древним римским авторам выступает против русского самодержавия, против царя Александра и его сподвижника Аракчеева и прославляет свободу. Пушкин рисует древний Рим, “гордый край разврата, злодеяний”, который “свободою возрос, а рабством погублен”.
В этом раннем стихотворении гражданская тема выражена еще в иносказательной форме.
Более широкое и свободное развитие вольнолюбивых
В лирике его ясно звучат отголоски и мятежных идей будущих декабристов.
Название оды “Вольность” Пушкин заимствовал у Радищева, который написал оду “Вольность” и включил ее в “Путешествие из Петербурга в Москву”.
В своей оде молодой поэт воспел политическую свободу, бичуя в то же время царскую тиранию:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
По содержанию оду можно разделить на четыре части: в первой части автор обращается к “гордой певице Свободы” и просит вдохновить его на новую поэтическую тему. Пушкин хочет воспеть свободу потому, что в современной Европе и России видит лишь одно насилие:
Увы! Куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Во второй части автор размышляет о том, что для блага народов необходимо сочетание “мощных законов” с “вольностью
Святой”:
Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье.
В третьей части Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель.
Особенно сильно выражена ненависть поэта к тирании в следующих строках:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
В четвертой части Пушкин обращается к царям с призывом склониться “под сень надежную Закона”.
В оде “Вольность” выражен пафос поэта-гражданина, революционное предостережение тиранам, призыв к восстанию.
Дружба с Чаадаевым оставила глубокий след в жизни Пуш – кина. Свидетельством близости поэта к Чаадаеву является послание “К Чаадаеву”. В конце этого стихотворения находим замечательные строки:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Молодой поэт верил, что в России самовластье не вечно, что оно падет и начнется новая, свободная жизнь.
В стихотворении “Деревня”, написанном во время пребывания в селе Михайловском, поэт яркими чертами рисовал страдания крепостных крестьян, выражая пламенную веру в освобождение русского народа от крепостного права.
Это стихотворение распадается на две части. В первой части Пушкин выражает свои задушевные настроения, связанные с сельской природой и мирной обстановкой деревни. Во второй части Пушкин изображает страшную картину жизни крестьян в условиях крепостного права..
Если в оде “Вольность” и в послании “К Чаадаеву” удар направлен против самодержавия, то в стихотворении “Деревня” он направлен против крепостного права. Пушкин всю жизнь не изменял программе, выраженной им в заключительных стихах “Деревни”:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В 1827 г. Пушкин обращается к ссыльным декабристам с посланием “В Сибирь”. Послание было услышано декабристами. Они ответили ему словами А. И. Одоевского:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки –
Но лишь оковы обрели.
Послание “В Сибирь” было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобожденного из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения “19 октября”, напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе.
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
В стихотворении “Арион” ‘ ясно звучит мысль о верности Пушкина своим прежним идеалам: “Я гимны прежние пою”. В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. “Кормщик” – это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов.
Свои взгляды на самодержавие Пушкин еще раз выражает в стихотворении “Анчар” . Анчар – дерево, выделяющее ядовитый сок, которым туземцы пользуются для отравления стрел. Пушкин аллегорически изображает самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего гибель людям.
Вольнолюбивая лирика Пушкина